Броши в стиле арт деко. Стильные ювелирные украшения в стиле арт-деко. Тенденции ювелирных мастерских


В переводе с французского «art deco» означает «декоративное искусство». Стиль ар-деко, или как его ещё называют – арт деко, получил название, когда в 1925 году в Париже проходила выставка декоративно-прикладного искусства. Когда и как зарождался этот стиль? И вообще, что же он представляет собой в ювелирном искусстве?

Уже в самом начале XX века ювелиры начинают отказываться от извилистых линий модерна и обращаться к поиску новых средств выражения. В позднем модерне уже были обнаружены геометрические линии, присущие ар-деко, но все было прервано Первой мировой войной, после окончания которой люди ещё с большим желанием пытались обрести новые идеалы, ведь кроме разрушений и человеческих жертв, наступило разочарование в ценностях прошлого.

Появилась новая женщина, которой вдохновлялись поэты и художники, в том числе и художники-ювелиры. Именно в это время Луи Картье набросал эскизы своих первых украшений в новом направлении.

Ар-деко впитал в себя простоту и роскошь, чистую и светлую игру камней, стилистические искания, в том числе кубизма, модерна, сюрреализма, неоклассицизма и этнические черты Древней Греции, Египта, Африки, Востока.

Ювелиры, как и все ваятели искусства, всегда чутко прислушиваются к настроениям в обществе. Как помочь забыть ужасы войны, принести радость людям? Именно в то время эклектика стилевых направлений сделала ар-деко новаторским стилем.

И так, дизайнеры ювелирных домов предложили новые формы, которыми стали геометрический, линейный дизайн, симметричная композиция, цветовые контрасты и особая огранка драгоценных камней, которая приобрела более четкие линии, в большей степени встречались треугольная, трапециевидная и изумрудная.

На первых порах ювелиры использовали недорогие материалы: эмаль, хром, стекло, пластмассу и отдавали предпочтение ярким краскам. Однако послевоенное общество стремилось создать вокруг себя иллюзию роскоши и благополучия. И в первую очередь это могли сделать королевы голливудского киноэкрана. Их браслеты и ожерелья засверкали бриллиантами с экранов.

В эпоху ар деко культовым металлом стала платина, именно ввел в моду этот благородный металл. А вместе с ним набрали популярность белое золото, серебро, сталь и даже алюминий. Кроме металлов ювелиры часто использовали экзотические материалы – слоновую кость, кожу крокодила и акулы, а также редкие породы дерева. Использовали чистый белый перламутр, белые бриллианты и черный оникс…

Заслуга стиля ар-деко – его смелое комбинирование в одном украшении драгоценных камней со стразами, натурального жемчуга – с искусственным.

Самой распространенной техникой декорирования было эмалирование металлов и необычная огранка. Формы украшений в стиле ар-деко – четкая геометрия и строгая симметрия, расположение элементов с определенным ритмом чередования.

Ведущими мотивами в дизайне украшений, кроме геометрии, стали образы и декорации Русского балета С. Дягилева, культура разных стран и эпох – Древнего Египта, Китая, Японии, Индии, Древней Греции, Африки, объекты флоры и фауны.

К числу наиболее живописных украшений можно отнести брошь-кисть, длинные серьги, в том числе и серьги-кисти, украшавшие стриженые головки красавиц, тяжелые пояса, браслеты, надетые не только на запястье, но и на предплечье, повязка на голову (бандо), украшенная стразами, жемчугом, а для кого-то и бриллиантами, коктейльное кольцо, колье-воротник, ожерелье и браслет в виде змеи, кольцо и браслет в виде пантеры…

В период ар-деко в моду вошли и драгоценные зажигалки и мундштуки, в которых также чередовались компоненты черно-белой гаммы.

Исключительную популярность приобрели наручные часы, при создании которых ювелиры проявляли необычайную фантазию. Часы обладали разнообразием форм, богатым декором, оригинальностью и изяществом. Корпус часов и браслеты украшали драгоценными камнями.

Одними из самых известных ювелиров того времени были Жорж Фуке и его сын. Парижскому ювелиру Раймону Тамплие принадлежат также интересные художественные решения. Особое место в его творчестве занимают украшения со строгими геометрическими элементами с декором из яркой эмали, с эффектным цветовым контрастом.



История Дома Картье наглядно иллюстрирует становление стиля ар-деко. Ювелирные произведения 20-30-х годов Луи Картье демонстрируют основные этапы развития нового стиля. Первоначально Картье больше использовал круг или сегмент, считая, что именно эти геометрические фигуры подходят для женских украшений. Затем он стал использовать квадрат и прямоугольник.

Ювелир декорировал свои украшения бриллиантами в сочетании с другими камнями и эмалью. Его ювелирные произведения играли яркими красками и изысканной цветовой гаммой, например, в изделия, выполненные из оникса, горного хрусталя и нефрита, кораллов и перламутра, он добавлял роскошные бриллианты. Постепенно ювелиры Дома Картье отказались от яркой цветовой гаммы и стали использовать белый цвет. Так появился стиль – «белый ар-деко».

Великолепны были украшения со строгими геометрическими формами в контрастном сочетании белого и черного цветов – белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью. Именно на основе этого цветового контраста был создан своеобразный мотив, получивший название – «шкура пантеры».

В дальнейшем мотив использовался при создании брошей в виде пантер, а также для оформления украшений для прически и для наручных часов. Но, все же, полностью от ярких цветов изумруда, рубинов, сапфиров трудно было отказаться, даже в «белом ар-деко». Поэтому Картье любил создавать броши – «вазы с фруктами». Многоцветные драгоценности в стилистике «тутти фрутти» стали знаменитыми украшениями Картье.

После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона произошел всплеск интереса к египетским украшениям, среди ювелирных произведений Картье – эффектные подвески из пластин нефрита с бриллиантами и рубинами, знаменитая брошь – «скарабей» из дымчатого кварца, фаянса, украшенная бриллиантами.

Яркость и многоцветность в ювелирном искусстве ещё более усилилась в 1929 году и далее, ведь это годы, когда покупательная способность утрачивалась во всех сферах жизни, и дабы привлечь внимание и выстоять в трудное время, создавались ярчайшие предметы ювелирного искусства. Популярными стали нефрит, топаз, циркон, коралл, аквамарин.

Стиль ар деко можно назвать окончательно сформировавшимся к началу 20-х годов, а в 1925 году он получил окончательное признание, и потому именно на выставке, проводимой в Париже в 1925 году, стиль получил свое название.

На выставке были представлены ювелирные произведения Фуке, Тамплие, Сандоза, Бушерона, Ван Клифа, Картье, Мобуссена и многих других французских мастеров-ювелиров. Успех ювелиров был потрясающим. Золотую медаль за украшения в стиле ар деко получил парижский ювелир Жорж Мобуссен.

Восхищению посетителей не было предела. Все восторгались созданными Мобуссеном колье, в которых в платиновой оправе чередовались бриллианты с прекрасными жемчужинами, жадеитовым кольцом, подвесками в виде цветочных ваз и фонтанов. После выставки фирма «Мобуссен» стала знаменитой.

Не только произведения ювелирного искусства «Картье» и «Мобуссена» прославили стиль ар-деко, благодаря ювелирам «Бушерон», «Ван Клиф и Арпельс» стиль ар-деко стал всемирно признанным синонимом роскоши и восхищения. В те годы менялось многое в жизни людей, разрабатывались новые технологии, велись поиски новых материалов, проводились исследования в науке и технике.

Это был век достижений во всех сферах деятельности и жизни человечества. Все это отразилось и в деятельности ювелирного искусства. В фирме «Ван Клиф и Арпельс» ювелирные мастера изобрели новый вид закрепки драгоценных камней – невидимую закрепку. Камни гранились так, что можно было установить их вплотную друг к другу, таким образом, металл-основа полностью покрывался «каменной мостовой». Это дало возможность создать превосходнейшие украшения.

На ювелирных рынках были востребованы бриллиантовые броши-клипе, сотуары, элегантные браслеты с четкими орнаментальными узорами из драгоценных камней. В моду вошли броши-кисти, бусы из натуральных камней. Особую популярность, благодаря моде на короткие стрижки, приобрели длинные каскадные серьги и крупные клипсы, которые закрывали мочку уха.

Искусствоведы считают, что стиль ар-деко господствовал в мире искусства всего около двух десятилетий, от Первой мировой войны до Второй. Но важно другое – многие приемы и достижения в ювелирной технике, разработанные во времена ар-деко, оказались настолько универсальны, что влияние этого стиля мастера-ювелиры ощущали ещё долгое время в последующих поколениях.

В современной моде стиль ар-деко снова популярен. Его выбирают уверенные в себе женщины, которые предпочитают роскошь и в то же время аристократическую сдержанность.

















Ар деко Уже в первое десятилетие XX века ювелиры постепенно начинают отказываться от изощренных форм и извилистых линий модерна. Под влиянием бурных процессов, происходивших в это время в литературе, живописи, архитектуре, ювелиры также обратились к поиску новых средств выражения, что нашло отражение в геометрических линиях позднего модерна. Однако эти поиски были прерваны Первой мировой войной, которая не только унесла множество жизней и оставила несметные разрушения, но и привела к разочарованию в ценностях прошлого и породила неудержимое желание обрести новые идеалы.Ювелиры, всегда чутко прислушивавшиеся к настроениям в обществе, быстро осознали, что их искусство может принести людям радость, помочь им забыть об ужасах войны. Но для достижения этого необходимо было предложить принципиально новые изделия. Вдохновленные художественными идеями искусства начала XX века, которые воплотились в живописи кубистов и абстракционистов, русских супрематистов и итальянских футуристов, наконец, в ярких красках костюмов и декораций балетных спектаклей «Русских

Сергей Дягелев

сезонов» Сергея Дягилева, ювелиры, как и их собратья по искусству — архитекторы и художники-декораторы, работавшие над оформлением интерьеров, — окончательно отказались от причудливо изгибающихся линий и блеклого колорита модерна. В поисках новых средств выражения они обратились к ясным геометрическим формам, с четким построением симметричных композиций, главенствующую роль в которых играли прекрасно ограненные драгоценные камни.

Стиль созданных ими произведений позднее назовут ар деко. Он сочетал в себе простоту и роскошь, четкость геометрических конструкций и яркую игру сверкающих камней. Этот стиль, сформировавшийся к началу 1920-х годов во Франции, вскоре покорил США, а затем и большинство стран Европы, подчинив своим художественным принципам практически все виды прикладного искусства, включая костюм.

Новая мода полностью подпала под власть чистой геометрии, и женский костюм, напоминавший кроем рубашку, стал определяться строгой
конструктивностью. Среди творцов моды появились новые имена. В 1920 году в Париже открыла модный салон художница-авангардистка Соня Делоне, украшавшая свои модели яркими геометрическими узорами. В 1930-е годы на небосклоне моды засверкала новая звезда — Коко Шанель, которая уделяла большое внимание ювелирным аксессуарам, а вскоре и сама начала проектировать драгоценности. Новое время породило и новый идеал женщины. Она стала самостоятельной и независимой, равноправным партнером мужчины. Смелые парижанки,

Коко Шанель

признанные законодательницы моды, вскоре после войны в первую очередь остригли волосы, затем укоротили юбки и надели платья без рукавов. Возникло оригинальное направление моды, ориентированное на полудевичьи, полумальчишеские фигуры — так называемая мода «гарсон». Правда, в 1930-е годы линия платья несколько смягчилась, мода-люкс стала более женственной, а представления о красоте воплотились в образах голливудских кинозвезд. Но в оба эти десятилетия женский костюм открывал широкие возможности для фантазии ювелиров.

К числу наиболее живописных украшений, несомненно, принадлежала «брошь-кисть», оформлявшая открытый ворот вечернего платья; в дневных, более скромных, туалетах ее заменяла необычайно длинная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. В моду вошли длинные серьги, эффектно украшавшие стриженые головки, тяжелые пояса и браслеты, которые зачастую надевали не только на запястье, но и предплечье. Появился новый вид украшения — состоявшая из двух частей брошь с клипсовым замком; ею закалывали модные труакары. Исключительную популярность приобрели в этот период наручные часы, при их создании ювелиры проявляли удивительную фантазию. Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом. Корпус и браслеты украшались драгоценными камнями.

Пионерами нового направления в ювелирном искусстве оказались французские мастера. В их числе был и один из самых известных ювелиров Парижа -Жорж Фуке, которого в эпоху модерна называли «вторым после Лалика». В одной из его наиболее совершенных работ начала 1920-х годов, в круглом кулоне с симметричными подвесками, уже видны все черты нового стиля -ясная геометрия формы и орнаментального строя декора, смелое смешение дорогих материалов: бриллиантов, изумрудов, ляпис-лазури и горного хрусталя.

Еще более новаторскими были эксперименты его сына Жана Фуке: он создал серию украшений, совсем не похожих на все то, что делалось раньше. В собраниях Парижа и Нью-Йорка хранятся его брошь из слоновой кости и браслет, составленный из круглых желтых золотых звеньев, которые украшены пирамидами из черного оникса и кружками из белого золота. Эти необычные драгоценности явно созданы под влиянием авангардных поисков живописцев начала века, и прежде всего кубистов. Не менее интересны серьги из платины другого парижского ювелира — Раймона Тамплие; в их построении явно ощущаются идеи конструктивизма. Тамплие декорировал строгие геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» яркой эмалью или японским лаком, достигая необычайно эффектных цветовых контрастов. Однако эти выразительные и оригинальные работы обоих ювелиров в большей степени производили впечатление «самодостаточных» произведений искусства, чем украшений, гармонично связанных с телом человека и его костюмом.
Пожалуй, в таком подходе к художественному решению драгоценностей Жан Фуке и Раймон Тамплие почти на сто лет опередили свое время.

В 1920-х годах, на первоначальном этапе создания стиля, который порою называют «джаз-модерн», ювелиры зачастую использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса, и отдавали предпочтение ярким краскам. Но очень скоро они осознали, что послевоенному «потерянному поколению» необходима иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Многие люди уже на собственном горьком опыте убедились в том, каким спасительным финансовым источником в грудные времена могут стать драгоценности — к тому же они долгое время были лишены их.

Это очень хорошо понимали ювелиры Дома Картье, всегда являвшиеся приверженцами использования в украшениях самых роскошных камней. Еще перед Первой мировой войной Луи Картье, возможно, первым среди ювелиров почувствовал новые веяния в искусстве и начал стилизовать любимые им мотивы разнообразных гирлянд, придавая им геометризированный характер. Его произведения 1920-1930-х годов наглядно демонстрируют основные этапы развития нового стиля.

На первом этапе Картье отдавал предпочтение гармоничным композициям и простым ясным формам. Первоначально это были круг или сегмент, поскольку он считал, что именно эти геометрические фигуры больше всего подходят для украшений, предназначенных женщине. Позднее он обратился и к другим геометрическим формам: квадрату, прямоугольнику, реже ромбу. Украшения с простым и четким силуэтом, выполненные из оникса, горного хрусталя, нефрита, кораллов или перламутра, он декорировал бриллиантами и другими драгоценными камнями, тонко подбирая их изысканную цветовую гамму.

Но довольно скоро ювелиры Дома Картье отказались от ярких цветов и стали инициаторами появления так называемого стиля «белый ар деко». Строгие геометрические формы их украшений оживляли контрастные сочетания белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью. На основе этой выразительной оптической игры черных и белых пятен был создан своеобразный мотив, получивший название «шкура пантеры». Этот мотив нашел применение при создании оригинальных брошей в виде пантер или украшений для прически, его использовали и при оформлении наручных часов. Период «белого ар деко», пожалуй, оказался не только наиболее плодотворным в деятельности фирмы, но и наиболее важным для становления нового стиля в целом.

Однако Луи Картье даже в «белый период» не отказывался от цвета, выполняя из изумрудов, рубинов и сапфиров броши, воспроизводящие «вазы с фруктами» или «корзины с цветами». Кстати, мотив корзины с цветами был весьма характерен для декора стиля ар деко. К нему обращались не только ювелиры, но и декораторы — оформители интерьеров, и мастера других видов прикладного искусства. Так, модными композициями в виде стилизованных цветочных корзин любил украшать свою мебель самый именитый французский краснодеревец той поры Эмиль-Жак Рульманн.

Многоцветные драгоценности стали особенно популярными после возникновения моды на индийские украшения. К тому же рынок камней был насыщен рубинами, сапфирами, изумрудами, ограненными в форме листьев, цветов, ягод или шаров. Тогда же появились знаменитые украшения Картье в изобретенной им стилистике «тутти фрутти», они представляли собой яркие многоцветные композиции из резных драгоценных камней. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона и последовавшего за этим событием всплеска интереса к Египту фирма начала производить красочные украшения, выполненные в «египетском стиле». Среди них — эффектные подвески из пластин нефрита, декорированные алмазами и рубинами, и знаменитая брошь-скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса, украшенными бриллиантами. Особенно часто ювелиры стали создавать яркие декоративные изделия после кризиса 1929 года: так они пытались, привлекая внимание покупателей, выстоять в это трудное время.

Таким образом, история Дома Картье наглядно иллюстрирует процесс становления стиля ар деко. Окончательно он сформировался к началу 1920-х годов, а своего апогея достиг к середине десятилетия. Временем его триумфа стала Выставка декоративных искусств и современной промышленности, проходившая в 1925 году в Париже. Собственно, именно на этой выставке стиль получил окончательное признание, а позднее ее сокращенное название — «Ар деко» — стало названием стиля.

Экспозиция ювелиров размещалась в роскошном здании Гран Пале. Картье выставлялся в другом павильоне выставки («Элеганс»), объединившись с прославленными модельерами той поры — Бортом, Ланвен и другими, вероятно, с тем чтобы еще раз подчеркнуть неразрывную связь украшений и костюма. Представленные на выставке произведения Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерона, Картье, Ван Клифа, Мобуссена и других французских ювелиров явились завершением поисков предыдущего периода и символизировали рождение эстетики новой эпохи.

Успех ювелиров, работавших в стиле ар деко, был феноменальным. Формальным признанием нового стиля можно считать то, что высшую награду выставки — Золотую медаль — получил за украшения в стиле ар деко парижский ювелир Жорж Мобуссен. К тому времени его изделия уже были хорошо знакомы любителям драгоценностей. Созданные Мобуссеном колье, в которых закрепленные в платиновую оправу бриллианты чередовались с прекрасными жемчужинами и оформляли центральную часть — жадеитовое кольцо, — отличались удивительной красотой и элегантностью и были предметом вожделения многих светских красавиц и звезд Голливуда. Его подвески в виде стилизованных цветочных ваз и фонтанов, декорированные резными изумрудами, бриллиантами и эмалью, становились объектом для подражания и копирования. Все эти украшения выполнены в стиле ар деко, и именно этот стиль сделал фирму «Мобуссен» знаменитой.

Но развитие стиля не стояло на месте. Он родился в век науки и техники и в значительной мере испытал влияние его достижений. Один из ювелиров, участников выставки, писал, что «полированная сталь, тусклый никель, тень и свет, механика и геометрия -все это предметы нашего времени. Мы видим их и живем с ними каждый день. Мы люди своей эпохи, и это основа всех наших настоящих и будущих творений…» Не удивительно, что ради достижения художественной выразительности ювелиры прилагали немало усилий в поисках новых материалов и разрабатывали новые технологические приемы.

Наибольшего успеха добилась фирма «Ван Клиф и Арпельс». В 1935 году Альфреду Ван Клифу и Жюльену Арпельсу удалось изобрести новый вид закрепки драгоценных камней — невидимую закрепку (от английского invisible set). Этот способ крепления предусматривает прецизионное гранение подобранных по цвету твердых драгоценных камней -бриллиантов, сапфиров или рубинов, в которых вытачиваются канавки, позволяющие вставлять камни вплотную друг к другу и таким образом полностью покрывать ими металл, скрывая золотую основу. Этот технологический прием позволил мастерам фирмы «Ван Клиф и Арпельс» — а впоследствии и других фирм — создать серию превосходных украшений в стиле ар деко. Возможно, благодаря именно таким украшениям, впрочем, как и произведениям Картье, Бушерона, Мобуссена и других ювелиров, стиль ар деко стал всемирно признанным синонимом роскоши и своеобразной эффектности.

Уже в 1930-е годы стиль ар деко стал определять художественное решение не только уникальных украшений, выполнявшихся с использованием камней высокой стоимости — в этом стилевом ключе во многих странах Европы и Америки создавали и менее дорогие вещи, предназначенные для довольно широкого круга покупателей. На рынке драгоценностей были востребованы бриллиантовые броши-клипе и сотуары, а особенно — элегантные браслеты, в которых некрупные бриллианты подчеркивали четкие линии плоских орнаментальных узоров. Подобные украшения изготавливали в большом количестве многие ювелирные фирмы, не случайно и в наши дни их можно увидеть в любом крупном антикварном магазине или встретить в каталоге аукциона.

Принято считать, что стиль ар деко господствовал в мире искусства немногим более двух десятилетий, от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако образный строй и приемы, разработанные мастерами ар деко, оказались настолько жизнеспособны и универсальны, что его влияние ощущали ювелиры всех последующих поколений. И в этом кроется удивительный феномен ар деко.

Одежда в стиле – это воплощение шарма, роскоши и оригинальности. Наряды арт деко нельзя отнести к повседневной одежде. Такие модели больше подходят для значимого мероприятия. Ведь каждая вещь в этом стиле уникальна и имеет свою дизайнерскую задумку.

Одежда в стиле арт деко – воплощение красоты, шарма и неповторимости

Такой наряд смотрится ярко и даже вызывающее, но при этом стиль арт деко в одежде не приемлет никакой вульгарности, только элегантность во всем ее изяществе и утонченности!


Шарм арт деко в одежде

Женщина в таком образе может быть роскошной, но игривой, беззащитной, но кокетливой.


Стиль арт деко в одежде характеризуется своей сдержанностью и утонченностью

Этот смелый и необычайно многогранный стиль совместил, казалось бы, абсолютно не сочетаемые вещи. Эпатажность и сдержанность, чрезмерность и утонченность – вот его описание.


Стиль арт деко – это выбор истинных гурманов моды

Извилистые и прямые линии, мягкость и контрастность, буржуазные излишества и простота этнических мотивов – особенности этого стиля.


Продемонстрировать красивое тело помогут разрезы и вырезы, открытые плечи и спина, полупрозрачные намеки в виде летящего шифона или изысканного кружева в вечернем наряде.

Именно в вечернем, потому что арт деко нельзя отнести к повседневной одежде, такой как джинсы или свитер, которые надевают, отправляясь в магазин за хлебом. Такие наряды предназначены для похода в оперу или театр, а в чистом виде арт деко чаще всего можно встретить на специальных вечеринках, устроенных в стиле 20-х.


Арт деко — ретро-стиль 20-х годов

Триумфальное возвращение

Вернувшийся почти через сто лет, эффектный и роскошный стиль арт деко сначала появился на красных дорожках. Иконы стиля и признанные красавицы, такие как Николь Кидман, Кристина Агилера, Хайди Клум избрали его, дабы подчеркнуть индивидуальность и яркость собственного образа.




А после появления на экранах «Великого Гетсби» такие наряды перекочевали в гардероб и многих современных женщин, никак не связанных с искусством.


Блеск, гламур, великолепие, богатство и шик в одежде – свежая интерпретация изобилия «Великого Гэтсби»

Уже несколько сезонов подряд это направление в одежде набирает обороты. Его представили в своих модных коллекциях Стефан Ролланд, Альберт Феретти, Ральф Лаурен, Роберто Кавалли и другие знаменитые дизайнеры. Этот стиль легко узнать по прямым силуэтам, большим ярким украшениям и контрастным цветам. Простым смертным черпать вдохновение можно из старых фильмов, в которых царит удивительная атмосфера арт деко.

Истоки стиля

Он возник в двадцатые годы прошлого века. Это было тяжелое и одновременно светлое время. Только что закончилась мировая война. Люди после тягот и лишений возвращались к нормальной жизни.


Им хотелось хоть как-то компенсировать потерянное. Пожалуй, именно это стремление к празднику и привело к появлению стиля, который отличался особой театральностью, вычурностью и даже помпезностью.


20-е годы — это переломный период в истории мировой моды

Определенную роль в формировании арт-деко сыграла и эмансипация. Женщины во всем стремились уравняться с мужчинами: они водили автомобили, курили и отрезали длинные волосы. Пышные формы ушли в прошлое. Современная женщина должна была похожей на мальчишку - невысокая, худенькая, с узкими бедрами и маленькой грудью.


Мода 20-х годов была идеальным сочетанием стиля и функциональности

Соответственно, покрой платья - без выраженной талии и любого иного намека на женственность. Но чтобы компенсировать строгость силуэта появился поражающий своим разнообразием и богатством декор.

Отличительные признаки

Стиль арт деко – это всегда изысканность и некая театрализованность, непрактичность и роскошь. В нем соединяются модерн и , этника и классика. На одежде можно увидеть изображения павлинов и драконов, выбеленных женских лиц и лебедей – все то, чего не встретишь в обычной, повседневной жизни.


Платья в стиле арт деко — настоящее произведение искусства

Это стиль требователен во всем: платье только прямое, туфли – лодочки.


Классическое прямое платье в стиле арт деко

Брюки нежелательны, но если очень хочется надеть, то обязательно клёш или абсолютно прямые.


Одежда в стиле арт-деко все чаще встречается в современных коллекциях

А вот пальто непременно должно быть необычной формы и обязательно на ладонь выше коленок.


Платье - основа стиля

Именно ему уделяется главное внимание. Это всегда центральный элемент образа, который дополняется подходящими аксессуарами.


Вечернее платье в стиле ретро

Отличительные особенности платья в стиле артдеко:

  • Фасон чрезвычайно простой и напоминает прямоугольник, в крайнем случае, допускается небольшая приталенность. Никаких пышных юбок.
  • Детали крупнее, чем обычно. Если карманы, то большие, если воротник, то роскошный.
  • Длина традиционно немного ниже колена, но в современных вариациях оно вполне может подниматься и выше коленок. Вечернее платье чаще всего ниспадает до пола.
  • Рукава, как правило, отсутствуют, хотя бывают исключения.
  • Спина часто бывает открытой.
  • Декольте разной глубины, чаще всего глубокое.
  • Отделка всегда богатая — пайетки, цветы, вышивка, кружево, бисер, камни и так далее.
  • Узоры чаще всего геометрические или абстрактные. Иногда встречаются цветочные.

Мех, блестки, шик — все это стиль арт деко

Ткани

Чаще всего дизайнеры, создавая одежду в этом стиле, применяют такие благородные материалы, как шелк, велюр, атлас, шифон. Хотя на модном подиуме, кроме традиционных нарядных тканей, можно увидеть более простые – батист, лен, хлопок. Но в любом случае ткань должна быть натуральной.


Платья в стиле арт деко – это воплощение шарма и роскоши

Расцветки

Современный стиль арт деко допускает любой цвет. Все зависит от того, какое впечатление хотят произвести. Дизайнеры часто останавливают свой выбор на элегантных однотонных тканях, внося неожиданный асимметричный и к тому же довольно яркий элемент в виде большого цветка, воротника неожиданной формы, интересной драпировки.


Откровенно женственное и соблазнительное платье в стиле арт деко

Не менее популярны в современном модном мире разнообразные этнические мотивы и геометрические узоры: как четкие, так и весьма причудливые. Определенным образом сказалось и влияние кинематографа. В последние несколько лет очень востребованы контрастные сочетания, особенно черного и белого, либо роковые черно-бело-красные. Также в тренде цвета золота, серебра, платины.


Стиль арт деко вдохновляет дизайнеров на новые идеи, а модниц – на эксперименты с одеждой

Отделка

Яркие декоративные элементы – непременный атрибут этого стиля. В качестве отделки используется все яркое, броское и блестящее: стразы, блестки, бисер и т.д. Но при этом женщина не должна напоминать попугая или рождественскую елку. Наоборот, дополнения призваны создать впечатление изысканности и утонченности.


Стиль арт деко в одежде является одним из винтажных направлений и пользуется большой популярностью в настоящее время

Правильно оформленный образ в стиле art deco всегда выглядит дорого и эффектно. Поэтому материалы подбираются только высшего качества. Широко используются драгоценные и полудрагоценные камни, натуральный жемчуг, кружева ручной работы. Отличным дополнением может быть натуральный мех.

Украшения

Чем более изысканными они будут, тем лучше. Количество тоже может быть неограниченным: несколько витков натурального жемчуга, довольно длинные серьги, много широких браслетов.


Основным стилем в современных видах ювелирных украшений является — стиль арт деко, отличающийся своей простотой и, в то же время, роскошностью

Особенно это касается случаев, когда само платье не дополнено декоративными элементами. Прекрасно будут смотреться также броши всевозможных форм и размеров, ожерелья, массивные кольца.


Арт деко отличается от других видов украшений своим четким многообразием линий и яркой игрой драгоценных камней

Сумка

В руках у женщины арт-деко может быть только изящная дамская сумочка или клатч либо веер из настоящих перьев. Большие сумки, деловые портфели и объемные котомки – это не здесь. Сегодня на пике моды - совсем миниатюрные сумочки и клатчи, расшитые бисером. Хорошо, если руки, держащие такую сумочку, будут в декоративных перчатках. Дизайнеры настоятельно рекомендуют именно такой изысканный вариант.

Головной убор

В артдеко головному убору отводится особая роль. Возможно, потому, что во время зарождения этого стиля все женщины ходили в шляпках. Несомненно, визитной карточкой стиля является шляпа cloche, лаконичная и в то же время невероятно женственная форма которой, напоминает цветок колокольчика. Внешняя простота такой шляпки компенсируется декором – бусинами, перьями, тканевыми цветами. Она также может быть украшена сеточкой-вуалью, наполовину закрывающей лицо. Неплохой вариант – берет или котелок, если такой вариант нравится больше.


В тренде - разнообразные ободки и повязки, но они должны быть обязательно декорированы соответственно стилю.


Повязка на голову в стиле арт деко подчеркивает образ

Прическа и макияж

Современные прически в большинстве своем не подходят для арт-деко. Он не приемлет растрепанных волос и рваных челок. Сложные формы и увеличенные объемы тоже не для него. Простая короткая стрижка либо аккуратные волны, – особенности этого сложного стиля. Длинные волосы лучше всего заколоть и спрятать под головной убор. Можно их закрепить тонкой сеточкой.


Гармоничный образ в стиле арт деко

Макияж строится на игре контрастов: белая кожа, серебряные, серые или даже черные тени, яркая помада сочного красного или бордового цвета завершат роковой образ «прожигательницы жизни» эпохи модерн.


Макияж в стиле арт деко предназначен для того, чтобы прекрасно завершить образ

Обувь

Никаких сапог - только туфли! В крайнем случае, босоножки. Раньше к обуви предъявлялись особо строгие требования. В основном это были простые туфли-лодочки без декора и лишних деталей.


Туфли-лодочки для образа в стиле арт деко

Современная мода более либеральна. Известные дизайнеры мастерски обыгрывают оригинальную форму обуви, дополняя ее шипами, креативными застежками или цветами.


Оригинальные дизайнерские босоножки в стиле арт деко

Главное условие любой обуви в арт-деко – это наличие каблука. Кроме классических туфель летом это могут быть босоножки с тонкими ремешками, а в прохладное время года - ботильоны.

Новое звучание

Конечно, в повседневной жизни этот ретро-стиль в чистом виде увидишь не часто. Его шик, блеск и красота больше подходят для вечерних увеселительных мероприятий. Но это не значит, что арт-деко уместен только на балах. Простой крой его платьев пришелся по вкусу уличной моде, тем более что смещенная вниз талия либо отсутствие ее как таковой, вытягивает вверх и необыкновенно стройнит женский силуэт. Этот сложный и удивительно многогранный ретро-стиль вдохновил многих современных дизайнеров на создание моделей, казалось бы, далеких от арт-деко – сарафанов, комбинезонов, туник, крой которых напоминает прямоугольник. Уменьшилось только количество ярких деталей, а геометрические узоры, наоборот, выглядят свежо и современно. Они часто встречаются как в праздничных, так и в повседневных луках. Главное, помнить, что арт деко – это всегда воплощение красоты, шарма и неповторимости.

В начале 20 века, примерно к 20-м годам общество постепенно отказалось от уходящего стиля ар нуво с его витыми линиями и блеклым колоритом. Поздний ар нуво, названный «модерном», порадовал укреплением геометризма. Вместо крылышек фей ювелиры начали изображать крылья аэропланов. На два года поиски стиля прервала Первая мировая война, но период между двумя мировыми войнами стилю ар деко принадлежит полностью. Желающим познакомиться с этим стилем можно посмотреть фильм «Великий Гетсби».

В 1920-х годах появилась мода «гарсон», когда модные парижанки коротко стригли волосы и укорачивали юбки, отказывались от рукавов. Вместо вечерней роскошной «брошь-кисти» днем носили искусственный жемчуг в виде бесконечной нити или бусы из камней. В моду вошли тяжелые пояса и браслеты на запястьях и на предплечьях. Новинкой стала двусоставная брошь, запирающаяся клипсовым замком, которой закалывали модные полупальто с рукавами в три четверти – «труакары».

Наручные часы, заменившие привычное исполнение на цепочке в это время начали входить в обиход и произвели настоящий фурор. Их выпускали разнообразных форм, богато и изящно декорировали.

Таким образом во Франции возник, а затем утвердился во всей Европе и США стиль ар деко (написание в русском варианте арт деко не совсем правильно, поскольку в Art Deco буква t не читается).

Стиль ар деко в ювелирном искусстве

В период конструктивизма настоящей музой ювелиров стала технократия, которая и определила основные черты украшений того времени – прямые углы и линии, геометрические формы, окружности, открытая «типографическая» расцветка. Стиль Art Deco имел вполне конкретную задачу – между двумя мировыми войнами создать миф о том, насколько роскошно жило «потерянное поколение».

В 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, что пробудило интерес к Египту. Линию украшений в египетском стиле открыла фирма Картье. Это были нефритовые подвески с алмазами и рубинами, изготовленные из дымчатого кварца скарабеи, на крылья которых пошел голубой фаянс.

В эпоху ар деко возникли постимпрессионизм, сюрреализм, экспрессионизм, вкусы людей формировали дягилевские сезоны в Париже. Все это дополняло зрелище появляющейся новой техники. Сын знаменитого в прежнюю эпоху ар нуво художника-ювелира Жоржа Фуке, Жан фуке создавал свои работы в стиле, который отличался от всех и от всего. Его работы – сохранившиеся в собраниях Нью-Йорка и Парижа браслеты и броши из слоновой кости действительно ни на что не похожи. Это – чистой воды кубизм, мотив авангарда начала двадцатого века.

Другой ювелир из Парижа, Раймон Тамплие выпускал своеобразные «небоскребы» — платиновые серьги с проявлением конструктивистских идей. Геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» Тамплие украшал японским лаком или яркой эмалью. Ювелиров Жана Фуке и Раймона Тамплие можно считать настоящими «гостями из будущего».

Ювелирный Дом Картье, взявший ар деко за основу

В 1920 – 1930-х годах Дом Картье выпускал изделия, в которых четко видно становление нового стиля. Прежде всего Картье начал использовать простые формы и композиции в виде кругов и сегментов, которые считал наиболее «женственными». Далее им были освоены и иные фигуры. Свои украшения из горного хрусталя, перламутра, нефрита, оникса с четкими простыми силуэтами украшались бриллиантами и другими драгоценными камнями с тщательным подбором цветовой гаммы.

Но затем мастера, работавшие в Доме Картье, освоили «белый ар деко», соединив бриллианты и белую платину с черной эмалью и черным ониксом. Так родился из черных и белых пятен особый мотив «шкура пантеры», который был использован и при создании наручных часов. Благодаря «белому ар деко» обогатилась не только фирма – произошло становление всего нового стиля.

На цветном фоне в то время исполняли броши в виде корзин с цветами или ваз с фруктами, собранные из сапфиров, рубинов, изумрудов. Для украшений в стиле ар деко был очень характерен мотив корзины, наполненной цветами.

В 1925 году в Париже прошла выставка современной промышленности и декоративных искусств, ставшая подлинным триумфом Дома Картье. Французские ювелиры Сандоз, Фуке, Ван Клиф, Деспре, Мобуссен и другие показали, как рождается эстетика новейшей эпохи. Парижский ювелир Жорж Мобуссен, уже весьма известный высшему обществу, получил золотую медаль.

Эпоха ар деко и ювелирные технологии

Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс в 1935 году придумали невидимую закрепку для драгоценных камней. Вытачивались канавки в рубинах, сапфирах и бриллиантах, камни прилегали друг к другу вплотную, металл полностью покрывался. Благодаря этой новинке фирма «Ван Клиф и Арпельс», а за ней и остальные начали создавать в стиле ар деко настоящие шедевры.

К 30-м годам украшения в стиле ар деко стали массовыми, поскольку и в европейских странах, и в Америке начали создавать вещи, доступные широкому кругу покупателей. Это были броши-клипе из бриллиантов, сотуары (от французского«porter en sautoire» — носить через плечо) и браслеты, где небольшими бриллиантами подчеркивались орнаментальные линии четких плоских узоров. В антикварных магазинах можно и сегодня встретить много подобных украшений.

Во всем мире период господства стиля ар деко продлился между Первой и Второй мировыми войнами. Но его образный строй и используемые приемы оказались настолько универсальными, что и по сей день смотрятся ярко и современно.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В ДЗЕН

Происхождение:

1. Ф ранция (Ар-деко. 1925, 1966)

2. США (голливудский стиль, Нью- Йоркский глеем 1930, 1960,1980)

3. СССР (конструктивизм 1920-30г, и сталинский ампир 1935-55)

Основные черты:

1. Форма должна соответствовать функции. Изображение вещи производится от цели.

2. Геометрические ступенчатые или линейные формы. Плоские проекции.

3. Базовые геометрические фигуры: треугольник, эллипс, ромб, зигзаг, роза ветров.

4. Яркие, контрастные цвета.

5. Динамичная композиция или подвижные элементы

6. Четкие края и контуры, скругленные углы.

7. Дорогостоящие материалы: слоновая кость, бронза, полированный камень

8. Материалы для массового производства: хром, стекло, бакелит.

Основные характеристики:

1. Стиль воспевал динамичную обеспеченную жизнь: путешествия, спорт, курорт, сложные товары для скорости, новый тип женщины.

2. Отражение через искусство нового индустриального окружения человека. Трансформации вещной и визуальной среды человека под напором невиданных ранее технических и социальных изменений.

3. Этические мотивы: древнеегипетское и ацтекское искусство, русская вышивка, лубок

Символы или константы стиля:

1. Автомобиль, поезд, пароход,небоскреб, фонтан

2. Скорость, движение.


Как новый стиль Art Deco впервые обозначился во Франции и ярко доминировал в 1918-1939 гг. в Германии , Советском Союзе и США . Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством; сочетание элементов кубизма и экспрессионизма; использование выразительных форм "технического дизайна".

Толчком к стремительному развитию этого стиля послужила парижская выставка 1925 г., где показывались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. К тому времени, когда парижская выставка в октябре 1925 года закрыла свои ворота, а павильоны были демонтированы, мир оказался готовым к тому, чтобы в нем утвердился новый, ясно обозначившийся стиль.

Эклектизм Art Deco выставки 1925 года показал переплетение различных корней этого стиля, который обязан своим появлением на свет, как кубизму, так и моде на экзотику, а также современному декоративному искусству Австрии, Германии, Голландии, Италии, Чехословакии, скандинавских стран и самой Франции. Новый стиль разработал свой собственный декоративный язык, который продолжал расширяться и совершенствоваться во всех уголках планеты, язык ставший символом динамики и масштабности современного мира. Art Deco был готов к тому, чтобы стать выражением современности, то есть тем стилем, которому было предназначено в ближайшем будущем начать играть большую роль во многих важных сферах производства во всем западном мире.

Начавшись как легкое, изящное новшество, навеянное балетными "Русскими сезонами ", Ар Деко вскоре эволюционировал в олицетворение поразительной простоты и бескомпромиссности жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир, - старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, что применялись ранее. Art Deco формировал сам образ жизни людей в межвоенн ые годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства - его дух чувствуется в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях.

В целом стиль можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». Стиль Ar Deco не раз доказывал свою немеркнущую привлекательность, так как даже в наши дни он остается самым эффектным средством демонстрации элегантности и роскоши.



Посетителям выставки 1925 года было обещано грандиозное зрелище. Она была и тематическим парком, и торговой ярмаркой: Экспозиция занимала большую территорию в центре города по обоим берегам Сены. Правый берег реки был отдан под павильоны зарубежных стран, а мост Александра III Морис Дюфрен превратил в венецианский мост с двумя рядами магазинов. Некоторые из французских павильонов были посвящены парижским универмагам, салонам и крупным государственным фабрикам.

Первая Выставка. Название Ар Деко образовалось из названия Международной выставки декоративных и промышленных искусств и буквально означает «декоративное искусство». По первоначальному замыслу эта выставка должна была проводиться в 1916 г . Однако из–за экономических сложностей в послевоенный период она неоднократно переносилась, и в ней не приняли участие такие страны как Германия и Нидерланды . США получили приглашение слишком поздно и не смогли (?) подготовиться должным образом.

В условиях участия в выставке был пункт, согласно которого экспонаты должны были олицетворять воплощение нового в искусстве и не иметь никакой связи с распространенными ранее стилями. Организаторы хотели привлечь внимание, восстановить образ Франции, как законодателя моды и стиля, главного источника предметов роскоши. Основным посылом был призыв выпускать оригинальные вещи, создать концепцию, соответствовавшую растущей индустриализации.
«Огромные стеклянные фонтаны играют среди кубистических деревьев в натуральную величину, и водопады музыкальных звуков стекают вниз по аллеям с головокружительных вершин четырех гигантских башен. Пройдите в павильоны и … вы увидите мебель поразительных и невиданных ранее форм, декор невообразимого рисунка на стенах, на полу и на потолке».

Двадцать два зарубежных павильона составили относительно небольшую часть экспозиции по сравнению с преобладающей долей Франции, однако, их разнообразие свидетельствует об отсутствии господствующего стиля. Стили на выставке варьировались от радикального конструктивизма советского павильона до консервативной псевдоцерковной английской экспозиции.

И все-таки к некоторым стилистическим особенностям, отчетливо проявившимся на выставке 1925 года, впоследствии приклеилась этикетка Art Deco. Это, прежде всего, тенденции, послужившие основой для интернационального определения стиля. В этом смысле типичны тяжелые округлые очертания роскошной мебели Рюльманна , стилизованный рисунок мебельной обивки Луи Сю и Андре Мара , стеклянные каскады Рене Лалика , а также ансамбли Поля Фолло, Мориса Дюфрена , для которых характерны простота изгибов фанерованного дерева, необычное освещение, зигзагообразный рисунок и мебель с прямыми углами. Во всем ощущалось некое единство, особенно очевидное, по-видимому, для тех, кого оно раздражало. Один американский критик сетовал: «Унылое чередование углов, кубов, восьмигранников, квадратов и прямоугольников создает настроение не столько бунта, сколько забавы». А ведь как раз через развитие и адаптацию этих форм, происходила популяризация и интернационализация Art Deco. Они-то и определили многообразие словаря «последнего из тотальных стилей».





Первое употребление названия:

Само название - арт деко - появилось в 1966 г . Именно тогда в Париже в Музее декоративных искусств была сформирована экспозиция произведений прикладного искусства 20–30-х годов, созданных на основе “выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы” *. До этого арт деко называли “джазовый модерн ”, “потокообразный (обтекаемый) модерн”, “зигзаг-модерн”, а в США - “звездный стиль ” (имелись в виду звезды Голливуда, носившие одежду Ар Деко, жившие в домах архитектуры Ар Деко, оборудованных соответствующей мебелью и утварью).

Ар Деко нередко называют последним большим стилем. Скорее всего это просто красивая фраза. Мы согласны, что Ар-Деко -большой стиль, но не последний. На наш взгляд стиль реализованный (запечатленный) в архитектуре уже имеет полное право называться большим стилем, и каждое направление становится стилем, когда на него вырабатывается анти стиль. Ар деко «отметился» во всех видах деятельности человека -творца, от утилитарных предметов домашнего обихода до живописи и архитектуры.

Формирование стиля:

Искусствоведы легко находят в произведениях Арт Деко заимствования у модерна, кубизма, абстракционизма, футуризма, искусства древнего Египта, Африки, Японии… Но каждая составляющая этого “коктейля” была актуальна для людей 20-х годов, переживших самую страшную войну, осознавших, что возврата к прежнему миру уже не будет, увидевших, что мир гораздо больше и разнообразнее, чем казалось им прежде. ХХ век - начало формирования той парадигмы социально-экономического развития, которая позже, в 50-х годах, получит выразительное название - “общество потребления ”. Стремление европейцев и американцев к эстетизации повседневной жизни, комфорту, активное внедрение новых технологий в быт людей, переход в разряд серийной продукции тех артефактов, которые еще десять лет назад относились к предметам роскоши (например, автомобиля ) - все это требовало адекватного художественного освоения новых технических и человеческих реалий.

Переплавившись, все эти новации породили искусство, в котором господствовали одновременно две взаимоисключающие, на первый взгляд, тенденции. С одной стороны - “энергетические” построения в виде зигзагов, молний, вспышек света, треугольников, ромбов, растянутых эллипсов - всего того, что помогало отразить ощущение движения, скорости , энергии, напора. Казалось, что вокруг некоторых произведений арт деко “свистит ветер”.С другой стороны, все эти диссонансы парадоксальным образом соединялись с подчеркнутой элегантностью, упрощенность с аристократизмом.
Ар Деко в центр своей концепции поставил гедонизм и неотделимый от него комфорт повседневной жизни. А для этого вещи, окружавшие человека, должны быть прежде функциональны , т.е. наилучшим образом приспособлены для выполнения своих прагматических задач. Форма же, во-первых, должна соответствовать функции , а, во-вторых, отражать основную черту современного мира - стремительность изменений, их новизну Именно в рамках Ар Деко впервые появилась элегантная мебель из полых металлических трубок, схожих с рулем велосипеда, ювелирные изделия из алюминия, элементы интерьера из сварной стали, неоновый свет.





Реализация в архитектуре.

Хаос, сложность и полихромность Модерна рано или поздно должны быть заменены. С Ар Деко в архитектуру пришла ясность , устойчивость, классичность и визуальная простота. Порядок, цвет, геометрия - манифест Ар деко. Ар деко, как и Модерн, стиль интернациональный и проявившийся как в Америке, в Европе и в Азии, зарождаясь Ар деко заимствует некоторые принципы у Модерна. В остальном же эти течения довольно сильно отличаются.
В первую очередь на место асимметрии и поэтического беспорядка возвращается ось симметрии и геометрия, людям захотелось почвы под ногами. Новый стиль геометричен, упорядочен, расчетлив - всегда, вплоть до орнамента. Симметрия в Ар деко предпочтительна, однако порой ее может и не быть, но при этом обязательно должно быть равновесие масс в композиции. В Ар Деко во главе угла - стремительность линии . Особенно хорошо она видна в небоскребах в США.

В США в 30-х годах Ар Деко перешел к элегантному функционализму. Классическими примерами архитектуры Ар Деко являются небоскребы Нью Йорка. На Манхеттене насчитывается около 150 небоскребов , относящихся к этому стилю.

США Крайслер Билдинг

Ввиду того, что машины становятся блестящими, Ар деко любит блеск, отражающие поверхности, ну и, само собой, металл и его имитацию. При этом материал не изменяется визуально, и в отличие от Модерна, если это металл, то он строго геометричен.
Наиболее ярким примером традиционно считается знаменитый небоскреб Крайслер-билдин г (англ.Chrysler Building). Вершину здания украшает 38 метровый шпиль из нержавеющей стали Крайслер билдинг - активное участие металла, и ощущение ракеты. Построен по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена (William van Alen) и открыт для публики 27 мая 1930 года. Это величественное сооружение поражает не только размерами, но и своей элегантностью.



За внешней простотой здания - сложная отделка из дорогих материал внутренних интерьеров. В Ар деко используются элементы античных орнаментов, но это не точные копии, а переосмысленные вещи. Орнаменты не только греческие или римские - это и Египет, и Месопотамия, и Африка. Для Ар Деко "роскошь" - это не только дорогие материалы , но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого - горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.




Американские архитекторы периода Арт-деко были преднамеренно скупы и рациональны в оформлении экстерьера здания, но расточительны и креативны в оформлении его интерьеров: подъездов, холлов, коридоров, лифтов и вестибюлей, ну и, конечно, апартаментов, гостиничных номеров и офисов, затрачивая на это как значительные средства, используя дорогие материалы и современные технологии, так и творческую фантазию и художественное мастерство.

Другие небоскребы Америки:

Обратите внимание, что многие здания стиля Арт-Деко некоторым образом напоминают египетские пирамиды . В 1922 году весь западный мир потрясло открытие гробницы Тутанхамона. Видимо, поэтому всеобщее увлечение архитектурными мотивами Древнего Египта (пирамиды), Месопотамии (зиккураты) было характерно для архитектуры Арт-Деко . Часто главные архитектурные элементы дома можно заметить, только высоко подняв голову. И Крайслер–билдинг, и Рокфеллеровский центр, и Эмпайр Стейт предстают во всей красе только с почтительного расстояния. Фасад высокоэтажного дома может выглядеть простым и незатейливым вплоть до 20-го или даже 30-го этажей, а выше будет богато и затейливо декорирован.



1. Радиатор Билдинг Манхеттен. Нью Йорк. 2.Niagara Mohawk Building, построено для крупнейшей электроэнергетической компании в США.


Азия, Китай, Шанхай.

Достопримечательность Шанхая – набережная Вайтань. Вайтань(Бунд) – это, пожалуй, одна из самых некитайских достопримечательностей Китая. Когда-то в далекие времена здесь была зона для иностранцев. Проживать, арендовать и выкупать землю и недвижимость по эту сторону Хуанпу разрешалось лишь жителям иных государств. Таким образом, набережная на некоторое время стала маленьким оазисом западного бытия в азиатской стране. Позже Вайтань заполонили шанхайцы и жители других близких городов, а как память о прежних поселенцах здесь так и остались дома, памятники и другие различные сооружения… Сегодня на Вайтань расположено более 50 зданий, выполненных в самых различных архитектурных стилях: классицизм, барокко, ар-деко, готический, Beaux-Arts (бозар), романтизм, ренессанс... Благодаря этому место получило такие лестные прозвища, как «музей мировой архитектуры» или «ярмарка зодчества десяти тысяч государств».

К востоку от Бунда -шанхайской набережной, взметнулись в небо небоскребы «восточного Манхэттена» Пудуна; некоторые из них не знают себе равных в мире по высоте и по современности архитектуры. Шанхайский всемирный финансовый центр - небоскрёб в Шанхае, строительство которого было завершено летом 2008. Высота центра составляет 492 метра.

Сингапур

Отель Parkview Square (2002).







Отель любовно называют Gotham Building. Стилистика Бэтмана отражает сущность Ар Деко

С С С Р Конструктивизм часто называют отечественным аналогом Ар Деко. Социальное пространство у художников Запада и Советской России было разное, но историческое время было одно и то же, которое приводит творческих людей к очень схожим художественным решениям, порой на грани прямого совпадения. (фото пано Крайслер билдинг и Советских)сталинские высотки

Среди станций Московского метрополитена наиболее яркими примерами служат станции «Кропоткинская» (первоначально «Дворец Советов») «Сокол», «Аэропорт», но самой Ар Деко(шной) является станция «Маяковская» , с мозаичными плафонами, спроектированная архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным и получившая гран-при на всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Смонтированные в куполах-кессонах мозаичные панно выполнены по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки Страны Советов»: утро (7 панно) - день (8) - ночь (5) - утро (15). Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно – жизнь граждан молодой советской страны. Последним крупным проектом, относящимся к стилю Ар Деко в СССР, стала первая очередь Ленинградского метрополитена

Советский Ар Деко - это павильон СССР на парижской выставке 1937 г. с увенчивающими его “Рабочим и колхозницей” Веры Мухиной. Павильон СССР и павильон фашистской Германии стояли друг против друга в самом центре выставки.
Возникала неловкость от того, что наша группа "Рабочий и Колхозница" вихрем летела прямо на фашистов. Но повернуть скульптуру было невозможно, так как она шла в направлении здания.

Немцы долго выжидали, желая узнать высоту павильона СССР вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню метров на десять выше советской. Навеpxy посадили нацистского орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко


Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, получившая со временем название ВДНХ , стала архитектурным шедевром эпохи социалистического реализма, до сих пор так и не оцененным должным образом. Некоторые, если не многие, из павильонов представляют собой совершенные по форме творения, уникальные памятники, отразившие дух и суть того идеального и, возможно, недостижимого мира истинной свободы, равенства и братства, который должны были символизировать.

Территория ВДНХ богата различными архитектурными памятниками, многие из которых известны во всём мире. Созданные в советское время, они являют собой памятник советской эпохи, многие из них являются образцами новаторства, мощи, роскоши, фундаментальности, имеют стилевые признаки Ар Деко . 18 апреля 1963 г ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о перепрофилировании ВДНХ


ВВ 1920-1930-х годов. Ар деко оставил на память о себе великолепные интерьеры московского метрополитена, остатки довоенной роскоши ВДНХ и фарфор Ленинградского фарфорового завода. Безусловно, стиль получил у нас весьма своеобразное преломление. Но «национальный» характер Ар деко четко просматривается и в культуре других стран. За всем этим многообразием нетрудно разглядеть главное: искусство тех лет - воплощение мифа о новом Золотом веке, выраженное современными художественными приемами. В нашей стране стиль Ар Деко не был столь широко известен как в Европе и США. Считается, что архитектура эпохи Сталина была одной из попыток создать Ар Деко