Цель взаимодействия воспитателей с родителями по фгос. Взаимодействие доу и семьи в рамках реализации фгос до. Настоящие требования являются ориентиром для

саглара ачирова
Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями . Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

В нашем ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт.

Современные родители образованы , обладают широким доступом к научно - методической литературе из области педагогики. Однако, не смотря на все, испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов.

Мы всеми возможными способами объясняем родителям , что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен принцип взаимопонимания между детским садом и семьёй.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями , используя разные формы работы :

родительские собрания

Мастер-классы

Дни открытых дверей

Совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития

Участие родителей в семейных конкурсах, выставках

Организация совместной трудовой деятельности

Наглядное оформление стендов , уголков, фотовыставки

Консультации по интересующим родителей вопросам

Анкетирование

Индивидуальные беседы и др.

Перед нами поставлена цель : сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях , необходим анализ социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы используем наиболее распространённый метод изучения семьи : проводим анкетирование, личные беседы, наблюдения, которые помогают нам правильно выстроить работу с родителями , сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволил нам собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что позволило учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование мы проводим в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе .

Проводя консультации, отвечая на вопросы родителей , стремимся дать квалифицированный совет.

Ведём и наблюдение как метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей , их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером , какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Мы используем не только наблюдение со стороны, а создаем специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей :

Совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.).

Совместный досуг «Наши именины» , «Мама, папа, я – спортивная семья» , «Праздник семьи»

Анкетирование «О здоровье – всерьёз!» , «Какого стиля воспитания в семье Вы придерживаетесь?» , «Удовлетворенность родителей детским садом »

Акции «Семейное фото» по поликультурному воспитанию детей, «Мама, почитай!»

Проект по ПДД «Мой друг «Светофор»

Фото вернисаж «Как я провёл лето»

Родительское собрание «Знаем ли права своих детей»

Фотовыставка «Мой папа самый лучший!» , «Моя мамочка»

Совместное создание огорода на участке ДОУ, в группе мини-огорода.

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы преследуем, прежде всего, интересы ребёнка.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия стали доверительные отношения между нами педагогами и родителями . У родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Как правило, во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. В таких случаях мы приглашаем родителей для встречи за круглым столом. Это нам позволяет больше узнать родителей , детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.

Ведём коллективную форму работы с родителями - это родительское собрание . Подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Предварительно так же готовимся к конкурсам, изготавливаем памятки, приглашения на собрания, оформляем благодарности . Собрания проводим в форме дискуссий , круглых столов.

Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы .

Регулярно проходят конкурсы : по ПДД, «Осень Золотая» , «О здоровье – всерьез!» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс .

Интересно проходят занятия по рисованию не традиционными способами. Благодаря практикуму : «Рисуем вместе с детьми!» родители узнают о нетрадиционных способах рисования в домашних условиях.

Учитывая возрастные особенности детей, проводится практикум для родителей : «Учим, играя!» , в котором родители узнают , много нового например, как из предметов, имеющихся дома сделать своими руками дидактическую игру, знакомятся как игры способствуют умственному развитию детей, воспитывают их нравственные качества, заинтересовывают неусидчивых детей, помогают в подготовке к обучению в школе. Все это проводится с целью помочь родителям в их не легком труде - в воспитании детей.

Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, Дне Защитника Отечества, 8 марта, в выпускном утреннике.

В результате проведения праздничных встреч формируются положитель-ные взаимоотношения родителей со своими детьми , устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско- родительских отношений .

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и , что очень важно, с их родителями . Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях : «Папа, мама, я - спортивная семья» , «Весёлые старты» .

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре-бёнку, привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению де-тей.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности : натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная .

У нас есть уголок для родителей . В нем содержатся - материалы информационного характера : правила для родителей , распорядок дня, объявления различного характера.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями : поделки «Осень Золотая» , «Светофор» , «О здоровье – всерьез!» Выставка детского творчества : «Наши мамы и бабушки» , «Моя семья» , «Здоровье дома и в детском саду»

Памятки для родителей , на различные темы.

Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу : «Чтобы наши дети не болели» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям . Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки мы с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями , свидетельствуют :

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности в совместных мероприятиях.

Подводя итог, хочу сказать :

В соответствии с ФГОС детский сад обязан :

Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования, о Программе;

Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

Поддерживать родителей в воспитании детей , охране и укреплении их здоровья;

Вовлечь семьи в образовательную деятельность;

Поддерживать образовательную инициативу семьи;

Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной среде , что мы и пытаемся делать.




Суть взаимодействия ДОУ и семьи заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.


Основные причины трудностей в работе педагога с семьей Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе; Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей; Пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку; Чрезмерная занятость родителей; Недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт; Агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя; Отношение воспитателей к родителям, как к объектам воспитания; Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в саду; «Закрытость» дошкольного учреждения; Недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей.


1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; 2. Объединить усилия для развития и воспитания детей; 3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; 5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Основные задачи педагогов ДОУ в работе с родителями


Принципы взаимодействия: 1. Индивидуальный подход 2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. 3.Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь) 4. Готовимся серьезно (слабое, плохо подготовленное родительское собрание могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом) 5. Динамичность (формы и направления работы должны меняться)


С чего начать? А начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду: Анкетирование Личные беседы. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные учреждения, можно условно разделить на три группы: 1. Первая группа – это родители, очень занятые на работе, детский сад им просто жизненно необходим; 2. Вторая группа – это родители с удобным графиком работы, неработающими бабушками и дедушками; 3. Третья группа – это семьи с неработающими мамами.


Первая группа родителей ждет от детского сада не только хорошего присмотра и ухода, но и полноценного развития ребенка. И при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фото на выставку. Вторая группа – дети которых могут воспитываться дома, но родители не хотят лишать детей полноценного общения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа оставались в позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Третья группа – эти родители ждут от детского сада интересного общения со сверстниками. Задача воспитателя – выделить из этой группы энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей. На эту группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок.


Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями Традиционные Нетрадиционные Коллективн ые Индивидуал ьные Наглядноинфо рмационные Индивидуал ьные Коллективные Информационн о- аналитические Досуговые Познавательны е Общее родительское собрание ДОУ; Педагогическ ий совет с участием родителей; Родительская конференция; Тематические консультацииии; Педагогическ ий консилиум; Групповые собрания родителей; «Круглый стол»; Родительский совет (комитет) группы; Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Педагогиче ская беседа с родителями Тематическ ие консультациии и «Заочные» консультациии и Посещение семьи. Записи на магнитофон бесед с детьми; Видео- фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; Фотографии; Выставки детских работ; Стенды, ширмы, папки- передвижки. Информацион ные проспекты для родителей; Альманахи; Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей; Дни (недели) открытых дверей; Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; Выпуск стенгазет; Организация мини– библиотек. «Почтов ый ящик»; Индивид уальные блокноты Проведен ие социологич еских срезов, опросов Совместн ые досуги, праздники; Выставки работ родителей и детей; Кружки и секции; Клубы отцов, бабушек, дедушек; Семинар ы,практику мы. Совместн ые досуги, праздники; Выставки работ родителей и детей; Кружки и секции; Клубы отцов, бабушек, дедушек; Семинар ы,практику мы.


Формы работы с родителями традиционные коллективные, индивидуальные наглядно- информационные. Нетрадиционные Т. В. Кротова Информационно- аналитические Досуговые Познавательные Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские




РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, «КРУГЛЫЕ СТОЛЫ» И ДР. ГРУППОВЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ЭТО ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С КОЛЛЕКТИВОМ РОДИТЕЛЕЙ, ФОРМА ОРГАНИЗОВАННОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ЗАДАЧАМИ, СОДЕРЖАНИЕМ И МЕТОДАМИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. ПОВЕСТКА ДНЯ СОБРАНИЙ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ, С УЧЕТОМ ПОЖЕЛАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ. НАПРИМЕР, МОГУТ БЫТЬ ТАКИЕ ТЕМЫ: «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?», «ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ», «МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ» И ДР. ТРАДИЦИОННО ПОВЕСТКА ДНЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЧТЕНИЕ ДОКЛАДА, ХОТЯ ОТ ЭТОГО СЛЕДУЕТ УХОДИТЬ, ЛУЧШЕ ВЕСТИ ДИАЛОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ. СОБРАНИЕ ГОТОВИТСЯ ЗАРАНЕЕ, ОБЪЯВЛЕНИЕ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ЗА 35 ДНЕЙ. ТЕМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНО, НАПРИМЕР: «ПОСЛУШЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК?», «КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?», «НУЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ?» И ДР. В ОБЪЯВЛЕНИИ МОЖНО ПОМЕСТИТЬ НЕБОЛЬШИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАПРИМЕР, ПОНАБЛЮДАТЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ, СФОРМИРОВАННЫМИ НАВЫКАМИ, ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ И Т.Д. ЗАДАНИЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ ТЕМОЙ ПРЕДСТОЯЩЕГО СОБРАНИЯ. КАК ПОКАЗЫВАЕТ ОПЫТ, РОДИТЕЛИ АКТИВНЕЕ РЕАГИРУЮТ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИГЛАШЕНИЯ, ОСОБЕННО ЕСЛИ В ИХ ПОДГОТОВКЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ДЕТИ. Коллективные формы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. БЕСЕДА МОЖЕТ БЫТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФОРМОЙ, ТАК И ПРИМЕНЯТЬСЯ В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ, НАПРИМЕР, ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНА В СОБРАНИЕ, ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ. ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ОБМЕН МНЕНИЯМИ ПО ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ВОПРОСУ; ЕЕ ОСОБЕННОСТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ. БЕСЕДА МОЖЕТ ВОЗНИКАТЬ СТИХИЙНО ПО ИНИЦИАТИВЕ И РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГА. ПОСЛЕДНИЙ ПРОДУМЫВАЕТ, КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАСТ РОДИТЕЛЯМ, СООБЩАЕТ ТЕМУ И ПРОСИТ ИХ ПОДГОТОВИТЬ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ БЫ ОНИ ХОТЕЛИ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ. ПЛАНИРУЯ ТЕМАТИКУ БЕСЕД, НАДО СТРЕМИТЬСЯ К ОХВАТУ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ВСЕХ СТОРОН ВОСПИТАНИЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ БЕСЕДЫ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА. БЕСЕДА НАЧИНАЕТСЯ С ОБЩИХ ВОПРОСОВ, НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИВОДИТЬ ФАКТЫ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕБЕНКА. РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЕТАЛЬНО ПРОДУМАТЬ ЕЕ НАЧАЛО, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ УСПЕХ И ХОД. БЕСЕДА ИНДИВИДУАЛЬНА И АДРЕСУЕТСЯ КОНКРЕТНЫМ ЛЮДЯМ. ВОСПИТАТЕЛЮ СЛЕДУЕТ ПОДОБРАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ ДАННОЙ СЕМЬИ, СОЗДАТЬ ОБСТАНОВКУ, РАСПОЛАГАЮЩУЮ «ИЗЛИТЬ» ДУШУ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ОРГАНИЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ, ИНТЕРЕСУЮЩИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ ТРУДНОСТЯМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ОНИ МОГУТ ПРОВОДИТЬСЯ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО ОБЩИМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, НАПРИМЕР, РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА, ОХРАНЕ ЕГО ПСИХИКИ, ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ДР. КОНСУЛЬТАЦИИ БЛИЗКИ К БЕСЕДАМ, ОСНОВНАЯ ИХ РАЗНИЦА В ТОМ, ЧТО ПОСЛЕДНИЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ДИАЛОГ, ЕГО ВЕДЕТ ОРГАНИЗАТОР БЕСЕД. ПЕДАГОГ СТРЕМИТСЯ ДАТЬ РОДИТЕЛЯМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОВЕТ, ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ. Индивидуальные формы:



Наглядно-информационные формы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки- передвижки.





Индивидуальные и информационно- аналитические формы социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик» Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.



Досуговые формы: Призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Осенний праздник», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Папа, мама, я дружная семья», «Весёлые старты», «Праздник Весны» и др. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах, а потом вместе с детьми строить скворечники. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.





Познавательные формы: предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.



Наглядно-информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.


Информационные стенды в группах: ФИО педагогов, работающих с детьми этой группы, Режим пребывания детей в детском саду; Основные виды организованной образовательной деятельности; Права ребёнка; Объявления; Поздравления; Меню на день; Словарь добрых слов и выражений; Адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.



Важные моменты: -Все материалы должны быть эстетично оформлены; -Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе интерес родителей к этой информации быстро пропадет; -Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей; -Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересным большинству родителей.


Наглядно-информационные формы информационно- ознакомительная ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. информационно- просветительская направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.


Информационно- ознакомительные формы «Дни открытых дверей». дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.



Елена Еловая
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В условиях реализации ФГОС ДО задача детского сада «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. Родители , не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, зачастую, осуществляют воспитание ребенка «вслепую» - интуитивно. Это не приносит желаемых результатов.

Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [ФГОС ДО п . 1.6] Отталкиваясь от этого педагогический коллектив нашего детского сада ведущей целью в работе с родителями ставит создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада; повысить педагогическую культуру родителей .

Педагоги ставят перед собой следующие задачи родительского образования в ДОУ :

1. формирование представления об этапах организации работы с родителями ;

2. выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком , родителями и педагогами , педагогами и детьми.

В детском саду работа с родителями организована по четырем формам :

1. информационно – аналитическая;

2. досуговая;

3. познавательная;

4. наглядно – информационная.

Основной задачей информационно – аналитической формы организации общения с родителями являются сбор , обработка и использование в дальнейшей работе данных о социальном статусе семьи каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей , наличие у них педагогических знаний, выявление потребностей в психолого – педагогической информации. Данная работа педагогами проводится в виде тестов, анкетирования, бесед. С помощью анализа полученной информации возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребенку и построение грамотного общения с родителями .

Досуговые формы организации призваны устанавливать партнерские отношения педагогов с семьями воспитанников, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные развлечения («Папа, мама, я – спортивная семья» , мероприятия приуроченные Дню защитника Отечества с участием пап и т. д., семейные конкурсы, выставки, строительство снежного городка на прогулочных площадках в зимний период, украшение участков в летний период.

Познавательные формы организации общения с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде общих собраний, консультаций, дней открытых дверей, «круглых столов» с привлечением узких специалистов. В адаптационный период детей раннего возраста практикуется присутствие родителей в группе .

Наглядно – информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления последних с условиями , содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ . Позволяют оценить деятельность педагога. Наглядно – информационные формы включают в себя : родительские уголки , папки – передвижки, стенды, буклеты, памятки, листовки, рекомендации.

Сегодня, благодаря информационной открытости Детского сада (с 2013 г. функционирует сайт) даже самые занятые родители могут владеть информацией о деятельности образовательной организации и получать ответы на волнующие вопросы. Педагоги размещают фотографии, консультации, конструкты НОД, сценарии праздников. Родители могут ознакомиться с коллективом, графиком работы , со всей документацией регламентирующей деятельность сада, с основной образовательной программой – программой дошкольного образования, задать вопрос руководителю (работает «электронная приемная» ).

Популярность набирают и семейные проекты, такие как «Генеалогическое древо» , «Река времени» , «Мой дом» , «Моя семья» , «Безопасная дорога к дому» и т. д., с помощью них родители переходят из разряда пассивных наблюдателей в разряд активных участников. Семьи реализуют проекты в заданном формате, а дети презентуют их на занятиях. Задача таких мероприятий – создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов эмоциональной взаимоподдержки, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей .

Педагоги активно подключили родителей к созданию развивающей предметно – пространственной среды. Были созданы пособия и игры (настольная песочница, наборы для театрализации, СенсиБары, геоборды, математические пособия и др.) развивающие у детей познавательную активность, воображение, тактильную чувствительность, интерес к творчеству. Хотелось бы отметить, что игры, изготовленные своими руками в разы дешевле «магазинных» аналогов и не уступают в качестве. Родители в свою очередь познакомились с требованиями нового стандарта дошкольного образования к развивающей предметно – пространственной среде.

Взаимоотношения с семьями воспитанников в детском саду выстраиваются поэтапно :

I этап условно называется «Давайте познакомимся!» : в начале учебного года с родителями вновь поступивших воспитанников. На данном этапе родители знакомятся с детским садом, образовательной программой, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы . Педагог анализирует социальный статус семей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду через анкетирование.

II этап – «Давайте подружимся!» : родителям предлагаются активные методы взаимодействия (собрания, беседы, круглые – столы и т. д.) .

III этап – «Давайте узнавать вместе» : родители становятся активными участниками воспитательно - образовательных отношений (совместные проекты, экскурсии, развлечения, семейные праздники, исследовательская деятельность и т. д.).

Для успешного сотрудничества педагоги придерживаются принципов :

1. целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей ;

2. адресности – учета образовательных потребностей родителей ;

3. доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал;

4. индивидуализации – преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей .

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Как никогда актуальными к нашему семинару стали слова В.А.Сухомлинского

«Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А.Сухомлинского

Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Семья для ребенка -это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность

Тема нашего семинара : «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС». В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст.44 говорится:

  1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьёй п.1.4,

а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П1.7.6

Одна из главных задач стандарта направлена на

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.

В требованиях к структуре ООП ДО в содержательном разделе Программы должны быть представлены:

- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников П.2.11.2

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должно учитывать образовательные потребности, мотивы детей, членов их семей, педагогов.

Дополнительный раздел программы должен содержать краткую презентацию, ориентированную на родителей и доступную для ознакомления.

В требованиях к условиям реализации ООП ДО представлены:

- требования к образовательной среде П.3.1

создаются условия для участия родителей в образовательной деятельности

- Психолого-педагогические условия П.3.2.1

Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья

- Условия создания социальной ситуации П.3.2.5

Общение с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность

- условия для консультирования родителей П.3.2.6

Консультирование родителей по вопросам образования и охраны жизни и здоровья детей.

Требования к результатам освоения ООП ДО

Настоящие требования являются ориентиром для

- взаимодействия с семьями

- информирования родителей (законных представителей)

Таким образом, дошкольная организация создают возможности для:

  1. Представления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность
  2. Для взрослых по поиску, использованию материалов обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и информационной среде.
  3. Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.

Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать необходимо с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно. Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать данные, интересующих педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Позволяет учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование воспитатели проводят в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей свое работе, в зависимости от поставленных задач.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).

В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.

Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации . Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в

глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Наши педагоги используют не только наблюдение со стороны, но и создают специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:

Совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.)

Занятия с родителями и детьми.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка.

И так, используя этот метод, мы родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, условно разделили на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. Совместно с психологом мы приглашаем родителей для встречи у круглого стола. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.

К коллективным формам работы с родителями относятся родительское собрание. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с фотографиями из жизни группы.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры.

Родители практически всех групп принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разработаны следующие проекты: «Путешествие по детской библиотеке», «Кухня Мордвы», «Город, в котором я живу», «По страницам Красной Книги», «Комнатные растения», «Масленица» и др. Многие проекты являются как бы завершением тематической недели, другие разрабатываются по инициативе самих детей.

Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в ролевых играх. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. Например: на занятии, по теме «В здоровом теле - здоровый дух», дети вместе с воспитателями учили родителей, как надо правильно делать точечный массаж, и родители с большим удовольствием повторяли все движения за детьми, предлагали свои методы в борьбе с простудой; используя деловую игру на родительском собрании, педагоги узнали для себя, какие взаимоотношения складываются между родителями и ребенком. (использовались вопросы, схемы) В процессе обсуждения темы участники игры с помощью воспитателей пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и находили правильное решение.

Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые занятия, которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают воз-можность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.

Регуляр-но проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для Деда мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс. Инте-ресно прошло, например, занятие, по работе с тестом во второй младшей группе, проводила его Еремина С.В., она учила родителей делать из соленого теста удивительные вещи, Балобановой Н.В. с родителями и детьми логопедической группы по изготовлению кукол оберегов, Прытковой Н.А., она показала родителям технику нетрадиционного рисования, которую можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.

А один из пап показал, как можно из простых открыток создать интересную коллекцию.

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые раз-деляют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они ви-дят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда со-хранят тепло общения, радость, сопереживание. Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, ко дню Защитника Отечества, 8 марта, организуют дни рождения.

В результате проведения праздничных встреч формируются положитель-ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио-нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого--педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Здоровые дети - надёжное будущее. В систему физкультурно--оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я- спортивная семья!», посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты», «На природу мы пойдём».

Празднику сопутствует радостная обстановка, музыка, смех, веселье. В сценарии входит не только упражнения оздоровительного и соревновательного характера, но и концертные номера: песни, стихи, загадки. Особое значение имеют сюрпризные моменты, а также награждение участников - дипломами, сладкими призам.

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здорово-му образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре-бёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению де-тей.

Традиционным стало проведение акции «Подари книгу де-тям».

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от-ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести книги и игры. Пусть не новая игра, но теперь ребенок играет с друзьями. А любимая книга стала ещё инте-реснее и звучит по-новому в кругу друзей.

Теперь у нас в группах есть библиотечки, созданные благодаря родителям.

Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появ-ляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным при-мером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатле-ниями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала.

В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, вни-мание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Главная задача наглядной пропаганды - целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.

  • Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

  • Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки . Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, альбомы и т.д
  • Информационные листки , которые могут нести в себе следующую информацию:
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • поздравляем с днем рождения.
  • Памятки для родителей .
  • Родительская газета оформляется самими родителями. Чаще всего оформляются к праздникам.
  • Папки-передвижки , которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Сезонные изменения» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди-телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке сво-его труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих ро-дителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да-ло определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе-ра взаимоуважения.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

И так, подытожим вышесказанное:

В соответствии с ФГОС детский сад обязан: . информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; . обеспечить открытость дошкольного образования; . создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; . поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; . обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; . создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией., что мы и пытаемся делать.

Документы для скачивания:

«Современный подход к работе с родителями дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС».

МБДОУ детский сад «Березка»

воспитатель Бекренева Валентина Ивановна

разновозрастная группа (5-7 лет)

Актуальность В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Имея большой опыт работы с детьми (29 лет), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок - уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем направлениям:.

Информационно - аналитическое,

Познавательное,

Наглядно - информационное,

Досуговое направление.

С этой целью использую разнообразные инновационные формы работы.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, заседаниях родительского клуба, либо в виде кон сультаций. В связи с этим, я сделала подборку консультаций для родителей (индивидуальных и групповых, таких как «Понимаем ли мы друг друга? », «Какие телепередачи смотрит мой ребенок», «Умею ли я общаться со своим ребенком, если нет, то, что для этого нужно? ». Далее у нас был круглый стол «Знать, понимать и уважать личность».

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.

В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями - что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?»

Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по речевому развитию. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».

Были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось

некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревал.

Через некоторое время мы устроили «День открытых дверей» и пригласили родителей. Я тщательно продумала режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, совместно с детьми приготовили пригласительные билеты.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми, попробовать самим провести мастер класс, рассказать о своей профессии, показать свои умения при изготовлении поделок.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица», «Помоги птицам», «Наши любимые», «Мой папа самый лучший», «Зимние забавы». Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Мы с радостью и благодарностью принимаем любую помощь от родителей, ведь в современных условиях очень сложно обойтись без нее. Так, руками мам и пап была отреставрирована мягкая модульная мебель, изготовлена мебель для опытно-экспериментального центра и уголка ряженья и театрализации, изготовлены костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, ортопедические дорожки, пополнены запасы для опытно-экспериментальной деятельности. Родители охотно откликаются на совместные субботники по благоустройству участка, группы, облагораживание и озеленение территории участка группы и детского сада (высаживание рассады цветов). На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Совместно с родителями организовали мини - музей «Моя семья».Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. В музее хранятся совместные поделки детей и родителей, рисунки, оформленные родителями семейные «Генеалогические Древа семьи», альбомы «Моя семья», разные газеты, оформленные к праздникам.

Одной из результативных форм являются - Выставки совместного творчества.

Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвовали в выставках семейного творчества:

« У солнышка в гостях»,« Новогодняя игрушка от нашей семьи» « Весенний букет.» (поделки из бросового материала), в выставках рисунков:«Любимый вид спорта»,«Открытка Ветерану», «День победы».

А также участвуют в районных, областных, всероссийских конкурсах. Не первый год родители принимают участие в районном спортивном конкурсе «Самая здоровая семья».

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Практикую награждение участников выставок.

Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно - информационный материал: ширмы, стенды .« Скоро в школу» ,« Реализация ФГОС в ДОУ»,« Всё о здоровье детей», « Времена года».

Из папки - передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

Библиотека для родителей: «Готовимся в школу», «Здоровье детей».

Регулярная организация фотовыставок: .«Здоровье в порядке- спасибо зарядке», «Хорошо у нас в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Организую акции: «Просто так», «Подари книгу детям» . У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми. Попробовать самим провести мероприятия «Все профессии нужны, все профессии важны».

Родители организовали интересные экскурсии на свои рабочие места для ознакомления со своими профессиями. Провели экскурсию в магазин, познакомили детей с профессией продавца. В Доме Культуры -знакомились с интересной работой актеров.

Очень увлекательно проходят встречи с интересными людьми- «Мастер своего дела».

Ребята узнали много интересного о работе полицейского (Куимов А.Е. -участковый полиции) из рассказа папы Вани Куимова.

Мама Тани Андреевой (Андреева О.В.- медсестра РЦБ) научила детей, как лечить больных, как вести здоровый образ жизни.

Ветеран труда Домрачева В.В.- интересно рассказала о своих детских годах, о школьной жизни, о своей профессии- повар.

Традиционно в нашей группе проводятся «Дни общения», дни рождения детей с хороводом, караваем, я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми слушаем рассказы,семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Мы пришли к выводу, что наиболее действенной формой будет семейный клуб, который получил название «Дружная семейка».

Поэтому у себя в детском саду мы тоже открыли клуб семейного общения. Его миссия - оказание всесторонней помощи и поддержки семье, а основной принцип работы - создание микроклимата, в основе которого - уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.

В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываю совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; распределение ролей взрослых, изготовление пригласительных билетов; подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); изготовление атрибутов, пособий.

Провели в группе праздники: «Осень в гости приглашает» , «Мамочка любимая»,«8 Марта - праздник мам» ,«В гости к ёлке», «Мой папа самый лучший», «В гостях в деревне Хохотушкино»,- развлечение, «День Победы», « До свиданья детский сад».

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

Взаимодействие с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС позволило нам обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают всё новые умения.

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.