Фазы стресса в психологии. Основные стадии стресса: несколько научных подходов. Гипоадрения и тяга к соли

Стресс - целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».


Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат - «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

1. Реакция тревоги;

2. Фаза стабилизации;

3. Фаза истощения.

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния . Их основной источник - информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове-ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек-тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це-лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо-вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че-ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш-нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз-действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци-альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально - психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во-вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс - это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями - как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Стресс (англ. stress – давление, нажим, напряжение) – состояние, возникающеее в ответ на экстремальное воздействие – стрессор [ 43 ]. Слово “стресс” пришло в английский, а теперь и в русский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как “дистресс”. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания” и сейчас слово “стресс” понимают в значении “дистресса” (англ. distress – горе, нужда).

Дистресс всегда вредоносен или неприятен [ 40, c.29], вызывает отрицательные эмоции, чувство неудовольствия. В противовес ему “эустресс” вызывает положительные эмоции, чувство удовольствия . Конечно, удобнее было бы разделить понятие “стресс” на “дистресс” и “эустресс” и оперировать именно этими двумя понятиями, но употребление слова “стресс” в смысле “дистресса” настолько широко и глубоко вошло в обиход, что во избежание недоразумений мы будем считать, что стресс состояние психического напряжения, вызывающее отрицательные эмоции.

В зависимости от стрессового фактора выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический . Психологический будем подразделять на информационный и эмоциональный; последний развивается в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д.

Эустресс Дистресс

Физиологический Психологический

Информационный Эмоциональный

Рисунок 17– Виды стресса

Основоположник концепции стресса, канадский врач Ганс Селье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любой вид стресса вызывает однотипную (неспецифическую) реакцию организма, которая получила известность как общий адаптационный синдром (ОАС) [ 40, c.35 ] . В нём Г. Селье выделил три фазы (стадии): первая – реакция тревоги и мобилизации защитных сил организма . В этой фазе начинается адаптация организма к новым условиям. На этой стадии человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации соответствующих органов и систем организма, без структурных перестроек.

Во второй фазе – фазе сопротивления – стабилизируются и закрепляются на новом уровне все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе. Идёт интенсивный перерасход адаптационных резервов. Продолжительность сопротивления зависит от врождённой приспособительной способности организма и от силы стрессора. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третья фаза – истощение , поскольку способность к адаптации не безгранична.

Время действия стресса

1 –фаза реакции тревоги и мобилизации всех сил

2 - фаза сопротивления и адаптации

3 – фаза истощения

Рисунок 18 – Три фазы стресса

В третьей фазе возможно появление так называемых болезней адаптации или болезней стресса, когда приспособительная реакция организма выступает в роли патогенного фактора (например, воспалительные изменения в суставах, тканях глаза, гипертоническая болезнь, нервно-психические расстройства. Избыток стероидных гормонов, например, выброс которых является первой эндокринной реакцией организма на стресс, при частых и интенсивных стрессах может способствовать возникновению поражений желудочно-кишечного тракта (стероидная язва) и т.д.

Эмоциональный стресс – состояние напряжения функций организма, вызванное воздействием эмоционально значимого для индивидуума раздражителя. Основной причиной эмоциональных стрессов являются конфликтные ситуации, в которых человек длительное время не может удовлетворить насущную, жизненно необходимую социальную или биологическую потребность.

Выход из строя той или иной функции какого-либо органа (например, секреции жёлчи, инсулина и других гормонов, желудочного сока, иммуноглобулинов и др. и развитие соответствующего заболевания обусловлены генетической предрасположенностью и избирательным вовлечением их в эмоциональное возбуждение.

Наблюдения и эксперименты показали, что развитие эмоционального стресса в конфликтной ситуации у разных индивидуумов может привести к различным результатам.

При высокой стрессоустойчивости никаких нарушений может и не быть. В других случаях могут развиваться либо нарушения в деятельности нервной системы в форме неврозов , либо нарушения соматических функций отдельных органов в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражения желудочно-кишечного тракта и т.д. В определённых случаях может наблюдаться сочетанное нарушение и тех и других функций.

Какой орган будет повреждён в результате действия стресса? Сам Ганс Селье, который почти четыре десятилетия изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, считает, что болезни адаптации избирательно поражают предрасположенную область тела. “Но пострадают ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг, зависит в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвётся слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой” [Селье, с. 40].

Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется темпераментом. Ему в большей степени подвержены холерики и меланхолики.

Влияние стрессов на деятельность [Карпов, с. ]

Влияние стресса на деятельность зависит от фазы стресса.

    Фаза мобилизации – стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы. Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивностьи креативность мышления. Наблюдаетсяфеномен гиперактивации мышления и других процессов. Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения.Результаты деятельности улучшаются.

    Фаза адаптации человек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

    Фаза истощения фаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои. Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа:этап расстройства (соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции (соответствует ветви графика ниже оси абсцисс– перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

На этапе расстройства изменения возникают, прежде всего, в когнитивной сфере, поэтому снижается продуктивность и адекватность переработки информации, креативность мышления. Сужается объем восприятия, снижается и качество оперативной памяти, снижается способность к извлечению информации из долговременной памяти – наблюдаетсяфеномен блокады прошлого опыта. Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее (феномен репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки организовать её не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте знакомого способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Понятно, что результаты деятельности значительно ухудшаются.

Этап деструкции характеризуетсяполным распадом способности к организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих её. Может иметь место феномен блокады восприятия, па мяти, мышления (явления типа «ничего не вижу и не слышу, не понимаю», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места».

Во втором случае, наоборот, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности, возникает состояние заторможённости и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности

Карпов А. В. пишет следующее: Однако наряду с общими реакциями имеют место и достаточно выраженные индивидуаль ные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоусгпойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва» (рисунок) [по Карпову, с. 459].

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интерналъности–экстерналъности личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интервального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

Интенсивность работы

Предельные возможности

«Стресс вола»

Условный предел стрессовых нагрузок


ее общим срывом (что соответствует крайним значениям нисходящей ветви графика на рис. 19).

.«Стресс льва»

10 Время работы

Рис. 19. Основные типы личностной резистентности к стрессу по

Другим важным условием стрессоустойчивости является общая мотивационная направленность личности, её доминирующая ориентация – либо личностно-карьеровая («на себя »), либо социально-профессиональная («на дело »). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьерных мотивов, снижает стрессоустойчивость, тогда как преобладание мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает её. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса – так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае дольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления опасной ситуации, а через это – и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя – вообще единственно приемлем.

Объективные характеристики стресса [Айсмонтас]

Физиологический уровень:

    двигательная скованность или беспокойство;

    изменение порога чувствительности в различных пределах;

    нарушение двигательной координации;

    зевота, беспричинные слёзы или смех, гиперемия или бледность лица, гипергидроз, тремор пальцев, зуд тела и т. д.

Психологический уровень:

    расстройства всех видов памяти в различных сочетаниях;

    внимание – рассеянное и легко отвлекаемое;

    мышление – затруднённое или ускоренное;

    речевая затруднённость или активность;

    восприятие – неадекватное;

    ускоренное переживание времени;

    расстройства сенсорики.

Социально-психологический уровень:

    снижение качественных и количественных показателей деятельности;

    срыв деятельности;

    реагирования по крайним точкам шкалы «возбуждение – торможение» (паника – ступор);

    неадекватность поведения.

Виды стрессов по длительности

1. Кратковременный

2. Эпизодический

3. Хронический

Виды стресса в зависимости от причины возникновения

1. Стресс рухнувшей надежды

2. Стресс предстартовых состояний

3. Стресс потерянного времени

4. Стресс перемен

5. Стресс монотонности

6. Стресс пассивности

7. Стресс недостижимости совершенства

8. Стресс внезапности

9. Стресс пресыщения

10 Стресс достижения.

Основные стрессоры

1. Информационная перегрузка

2. Информационная неопределенность

3. Ответственность

4. Дефицит времени

5. Межличностные конфликты

6. Внутриличностные конфликты

7. Многофункциональность деятельности

8. Внешняя среда

9. Вынужденная бездеятельность

10. Неудовлетворенность трудом, зарплатой, должностью

11. Ощущение свое ненужности, бесполезности и беспомощности

12. Тревога о карьерном росте

13. Трудности в отношениях с руководством, коллегами, родственниками

14. Раздвоенность между работой и семьей

15. «Погода в доме»

16. Плохое самочувствие

17. Отсутствие самостоятельности, нахождение в положении иждивенца

18. Несправедливость.

Что делать с этими стрессорами? Разделите все стрессоры на три группы:

1. Те, которые вы можете устранить

2. Те, которые вы можете ослабить

3. Те, с которыми ничего нельзя поделать.

«Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение вынести то, что я изменить не в силах, и ума, что бы отделить первое от второго».

И ведите себя соответственно: боритесь; смиритесь и терпите; или уйдите в конце-концов.

Независимо от возраста, профессии и пола (хотя – более распространенное явление), каждый человек подвержен стрессу, которой у всех протекает одинаково. Поэтому, в психологии сложилось понятие «3 стадии стресса» – это тревога, сопротивление и истощение.

Понятие «стресс» ввел в психологию в 1936 году Ганс Селье. Считается, что и 3 стадии стресса – это его заслуга.

Главная причина стресса – что регулярное влияние негативных факторов, которые воспринимаются организмом, как опасные. Соответственно, человек реагирует на них неадекватно. Негативными факторами может быть что-угодно – физическое переутомление, заболевание, действия окружающих людей, ДТП и прочее.

Испытывая стресс, человек получает проблемы по здоровью – учащенное сердцебиение, сексуальные расстройства, повышенное артериальное давление, проблемы с желудком. Борьба со стрессом должна начинаться с первой стадии.

Фазы стресса

– Фаза 1. Реакция тревоги;

– Фаза 2. Стадия сопротивления;

– Фаза з. Стадия истощения.

Основные характеристики стадий стресса

Первая стадия стресса – это ощущение тревожности. Надпочечники вырабатывают норадреналин и адреналин – гормоны, подготавливающие организм к защите. Они влияют на иммунитет и работу пищеварения, поэтому человек, ощущая тревогу, становится уязвимым для болезней. Этим объяснятся тот факт, что человек, ощущая беспокойство, начинает много есть или же уходит в другую крайность – полностью может отказаться от пищи. В первом случае растягиваются стенки желудка, нагружается поджелудочная железа. Происходит сбой в работе ЖКТ, организм начинает вырабатывать чрезмерное количество ферментов, «разъедающих» изнутри кишечник. Во втором случае страдает желудок: вырабатывается желудочный сок, который начинает разъедать стенки слизистых, а это опасно развитием язвы.

Если рассматривать 3 стадии стресса, то первую стадию можно узнать по следующей симптоматике:

– агрессия;

– депрессивное состояние;

– раздражение;

беспокойный сон;

– чрезмерный аппетит или же его потеря.

На стадии тревоги у человека плохо усваивается и выводится пища (нарушается естественное опорожнение кишечника).

Если стрессовая ситуация разрешается быстро или же человек может дать на стресс естественную реакцию (например, это может проявиться в виде драки, бегства), то стресс проходит самостоятельно. Если ее решение затягивается, то включается вторая стадия – резистентность или сопротивление. Организм адаптируется к окружающим обстоятельствам, начинается новый прилив сил, уходит депрессивность. Признаки психологического стресса притупляются. Почти полностью уходит раздражение и тревожность. Человек кажется снова адекватным и бодрым. Но через время влияние стрессора снова может проявиться. Тогда 3 стадии стресса напомнят о себе истощением. Он наступает, если стресс длится долгий период.

Если не дать адекватного выхода на стресс, резерв организма может истощиться. Тогда возможны болезни, травмы – вплоть до летальности (в тяжелых случаях).

Третья стадия напоминает первую, только при ней невозможно мобилизовать силы организма, лимит которых наступает. Организм «кричит о помощи», что выражается в появлении соматических расстройств, тяжелых болезней. У человека может начаться нервный срыв, и тяжелая депрессия. На фазе истощения стрессовая динамика уже необратимая. Человек не может выйти из своего состояния без посторонней помощи. Ему приходится принимать успокоительные, посещать психолога.

Человеку при стрессе нужна помощь. Начиная со второй стадии, без помощи врачей не обойтись. Терапия должна быть комплексной. Важно дать человеку психологическую поддержку, помочь ему изменить образ жизни. Перемены должны произойти кардинальные – например, должен измениться распорядок дня, сократиться количество алкоголя, повыситься физическая активность. Физическая нагрузка – один из лучших помощников .

Вконтакте

Осведомлён - значит вооружён. Перефразируя известную пословицу, познакомимся с этапами развития ✅СТРЕССА, чтобы меньше паниковать и сохранять спокойствие.

Стрессовое состояние знакомо почти каждому, и оно обычно становится основой для появления каких-либо психосоматических патологий. Человек в подобной ситуации нуждается в помощи, которая зависит от того, на какой стадии стресса будет начата терапия. Фаза влияет на подбор приемов, направленных на предупреждение прогрессирования состояния и избавление от его негативного влияния на организм.

Когда развивается стрессовое состояние

Формирование стресса вызывается физическими или психологическими причинами.

К первой группе относятся:

  • ожог;
  • перелом кости;
  • сильные боли;
  • оперативное вмешательство;
  • значительное переохлаждение или перегрев;
  • сепсис;
  • инфекционные заболевания, особенно трудно протекающие;
  • переутомление, тяжелая физическая профессиональная деятельность;
  • сильное загрязнение окружающей среды.

Психологические факторы весьма многообразны и делятся на две подгруппы: внутренние и внешние.

К первым относятся:

  • сильный и резкий испуг;
  • разочарование;
  • наличие внутреннего конфликта;
  • стремление к перфекционизму;
  • пессимизм;
  • дисбаланс между собственными ожиданиями человека и реальностью;
  • завышенная или заниженная самооценка;
  • давление со стороны окружающих;
  • чувство отсутствия чего-то важного в жизни;
  • невозможность самореализации и самовыражения.

Внешние факторы включают в себя:

  • действие угрозы жизни или здоровью;
  • нападение со стороны человека или животного;
  • конфликтные ситуации на работе или дома;
  • финансовые проблемы;
  • военное положение в стране;
  • катастрофы природного или техногенного вида;
  • бракоразводный процесс.

Фазы развития стресса

Состояние стресса различно по характеру и этиологии, но принцип его формирования однотипен. Над систематизацией основных стадий стресса работал Г. Селье, по его схеме ориентируются в терапии данного состояния. В связи с этим фазы именуются также триадой Селье.

Три стадии стресса называются: тревожной, резистентной и этапом истощения.

1 фаза – тревожная

Стресс начинается с этапа тревоги. Она состоит из реакции органов и систем на повышенную секрецию стрессовых гормонов, что готовит его к дальнейшей самозащите или побегу. Участие в формировании этой фазы принимают в первую очередь два гормона:

  • адреналин;
  • норадреналин.

Они синтезируются надпочечниками.

Участвуют пищеварительный тракт и иммунная система. Происходит резкое снижение способности организма сопротивляться действию патогенных факторов, что повышает шансы развития каких-либо заболеваний. Пропадает аппетит, пища хуже усваивается и нарушается ее выведение.

В это время также осуществляется мобилизация некоторых ресурсов, значительно улучшается восприятие информации, внимание и память. Наблюдается феномен гиперактивности мышления, когда происходит повышение способности к анализу ситуации и вариантов действий, процесс принятия какого-либо решения становится более эффективным.

2 фаза – резистентная

Когда завершается первая стадия развития стрессового состояния, начинается вторая – резистентная (сопротивления или адаптации). Организм функционирует в режиме, похожем на нормальный. Он словно привыкает к стресу, а психологические черты, представленные тревогой, повышенной возбудимостью и агрессией, малозаметны или отсутствуют. Активность всех систем повышена и находится на максимуме своих возможностей.

3 фаза – истощения

Заключительный в формировании стресса этап – истощение. Все мобилизованные резервы организма ослабевают, не выдерживая нагрузки.

Изменения психологического состояния делятся на два дополнительных этапа: расстройства и деструкции.

  • На первом происходит снижение продуктивности в какой-либо деятельности. Затрудняется процесс поступления и обработки информации, ухудшается память. В это время встречается несколько феноменов. Первый из них – блокада прошлого опыта, когда происходит ухудшение возможности получать ответ из собственной долговременной памяти. Другой феномен называется репродуктивизацией мышления. При этом человек вместо того, чтобы искать урегулирование какого-то вопроса, пытается вспомнить другие решения, которые принимал ранее. Последний феномен – уплощение мышления, когда утрачивается способность к подаче оригинальных идей и мыслей.
  • Второй этап – деструкция, когда происходят значительные нарушения в психических процессах. Возникает блокада восприятия, памяти и мышления, которую также называют интеллектуальным ступором, чередующимся с амнезией. Деструкция проходит по типу гипервозбуждения или гиперторможения. Первый вариант характеризуется хаотичным, импульсивным поведением без смысла. Для второй версии типично состояние оцепенения, когда человек просто перестает воспринимать себя как часть какой-то ситуации. Одновременно с этим физиологическое истощение становится причиной развития новых и обострения старых соматических патологий.

Терапевтическая помощь при стрессовом состоянии

С первой стадией стресса человек справляется самостоятельно. Для этого ему нужен отдых, отграничение себя от стрессового фактора и здоровый сон.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

На второй и третьей стадии без сторонней помощи уже не обойтись . В соответствии с состоянием организма, причинами стресса и фазой психотерапевт разрабатывает схему регулярных встреч с больным, используя методики расслабления и восстановления душевного равновесия, которые, по его мнению, подходят пациенту. Также он дает рекомендации по коррекции образа жизни и упражнениям для выполнения дома. При необходимости врач назначает соответствующие лекарственные средства.

Стресс – неотъемлемая часть жизни, но степень его воздействия различна в зависимости от фазы. Для помощи человеку в этом состоянии необходимо воздействие на первопричины стресса и выбор методов лечения, соответствующих одной из трех стадий. Немаловажна и профилактика, включающая в себя поддержание правильного питания, нормального цикла сна и бодрствования, а также соблюдение баланса между работой и отдыхом.опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

На сегодняшний день слово стресс знакомо многим, но не все знают его точное значение и какие стадии стресса принято различать в психологии и медицине.

Стресс – реакция организма на раздражители, которые превышают естественный порог чувствительности. Стрессором может быть абсолютно все, даже закономерные погодные изменения.

Каждый человек подсознательно считает самой главной ценностью сохранность своей жизни, близких и родственников. Поэтому при любой угрозе в этом направлении моментально происходят реакции организма в виде стресса.

Нехватка денег, грязные махинации с ними становятся причиной стрессового процесса в организме.

Любые конфликты в парах, невозможность организовать личную жизнь, развод, измены, могут вызвать состояние сильнейшего травматического стресса и запустить механизмы самоуничтожения. Именно эти факты объясняют большое количество суицидов на почве любви.

Смыл жизни? Как найти свое место в этом мире? Почему не могу быть лидером в коллективе? Непонимание с родителями. Эти проблемы становятся причиной стресса у детей, чаще у подростков. Если своевременно не оказать помощь, то вероятность летального исхода также велика.

Изучением стрессового состояния человека занималось большое количество специалистов, и каждый из них выделили основные стадии стресса.

Вернуться к оглавлению

Разновидности стресса

В медицине принято классифицировать стресс по двум видам: позитивный и дистресс (негативный). Учитывая психологические признаки проявления, выделяют несколько видов стресса:

  1. Информационный. Причиной его возникновения становится информационная перегрузка. Чаще всего это повышенная заинтересованность человека в каком-либо вопросе, который требует быстрого изучения большого количества информации.
  2. Эмоциональный. Причинами запуска стрессового механизма становятся ситуации, которые угрожают жизни самого человека или его близких.
  3. Биологический. Этот вид характеризуется включением защитной фазы организма в борьбе с проявлениями стресса.

Вернуться к оглавлению

Динамика стресса

Человеку, который находится в состоянии стресса, необходимо организовать правильную помощь, т.е. выбрать необходимые этапы восстановления. Для этого нужно понимать, какие могут быть виды и стадии развития стресса:

  1. Стадия напряжения. Некоторые психотерапевты и психологи используют другое понятие – мобилизация. Человек проявляет повышенную активность, начинает больше запоминать, ускоряется его продуктивность на рабочем месте. Именно на этой стадии человек может выложиться по максимуму, при этом сделать все вовремя и наилучшим способом. Внешние стрессовые ситуации только усиливают интенсификацию всех процессов, что позволяет максимально вовлечь человека в любую деятельность. Своеобразностью этой фазы является то, что человек не только выполняет все поставленные перед ним задачи, но при этом проявляет креативность, оригинальность. Эта фаза в медицине рассматривается как мобилизационная реакция психики на усложненность внешних раздражителей и ситуаций.
  2. Внутренний стресс или стадия дезадаптации. Это следствие мобилизации при условии, что она длиться большой промежуток времени. Человек перестает выполнять необходимый минимум работы, иногда наступает запретное торможение. Явно заметными становятся неорганизованность, забывчивость, принимаются решения без просчетов наперед. Вся выполняемая работа имеет массу ошибок. Особо заметными становятся изменения характера мышления. Оно становится стереотипным, иногда информация перерабатывается в неадекватный способ.
  3. Стадия дезорганизации. Эта стадия характеризуется переменчивым настроением, неадекватной реакцией на многие ситуации, теряется контроль над своими эмоциями, поведением. Если не отреагировать на это состояние правильно и вовремя, то оно может вызвать возникновение серьезных заболеваний в организме человека. Деятельность и восприятие всего окружающего у человека происходит по двум принципам: гипервозбуждения или гиперторможения.

При обращении к специалисту обязательно учитывается стадия развития стресса: именно эти знания помогают быстро найти способ их устранения и возврата больного к нормальной жизни.

Вернуться к оглавлению

Теория Селье

Интересный эксперимент по изучению стресса и его стадий развития провел в медицинском институте Ганс Селье. По его наблюдениям было видно, что любые серьезные заболевания у человека вызывают одинаковые симптомы. Почему так происходит? Он взял больных с разными сложными заболеваниями, в основном – со смертельными, и провел наблюдение, каковы причины их развития в организме.

Интересным открытием стало то, что практически все больные перед сложным диагнозом получали длительное время повышенную дозу адреналина, который выделялся в их организме. Стимулировал это выделение стресс. Поэтому Селье выделил такие стадии стресса:

  1. Первая стадия стресса. У человека присутствует постоянное чувство тревоги. Все силы организма направляются на борьбу с этим чувством. Утрачивается нормальный контроль над работой органов, и первыми реагируют желудок, кишечник, надпочечники, иммунная система. От сильного стресса, по наблюдениям ученого, может наступить даже смерть. Поднимается высокая или опускается до критических показателей температура тела, организм перестает контролировать правильную работу внутренних органов.
  2. Вторая стадия стресса. Если организм не получил полное истощение на первом этапе, то включается механизм сопротивляемости. Исчезает тревожность, включаются естественные механизмы борьбы.
  3. Третья стадия стресса. Если не было организовано профессиональной помощи человеку, который страдает от стресса, то может наступить третья фаза. Естественные запасы энергии иссякают. Возвращается тревога, наступают необратимые процессы в организме. Эта фаза уже необратима, физическое тело постепенно перестает адекватно реагировать не импульсы головного мозга, наступает смерть.

Современная медицина в лечении и берет за основу исследования именно этого ученого, что позволяет успешно бороться со многими смертельными недугами организма.

Вернуться к оглавлению

Проявления стресса в поведении и деятельности человека

Выше были перечислены все объективные признаки, по которым можно судить о наличии стресса. Это могут быть тревога, раздражительность, беспокойство, усталость, напряжение в теле, скачки давления, проблемы в сердечно-сосудистой системе. Но самым проблематичным остается больное воображение, которое активно начинает работать при первых проявлениях стрессовой ситуации.

Как показали многочисленные исследования, 70% многих проблем являются надуманными и являются только продуктом больного воображения.

Человек начинает каждую ситуацию рассматривать более детально, додумывать несуществующие моменты, при этом считая, что это происходило в реальности. Это только усугубляет состояние человека: он больше переживает, поднимается до максимума тревожность.

Вернуться к оглавлению

Как защитить себя от стресса?

Профилактика стрессовых состояний очень простая, и если взять ее за основу, то можно избежать всех негативных проявлений.

Предложенный ряд профилактических мер принесет пользу не только психике, но и всему организму:

  1. Прогулки на свежем воздухе, особенно в скверах и парках, являются отличной профилактикой, которая не требует усилий, труда, и доступна каждому.
  2. Если замечены проблемы с запоминанием, то можно вести дневник, который будет структурироваться все мысли и поможет найти правильное решение в сложной ситуации.
  3. Для того чтобы избежать истощения сил организма, нужно регулярно организовывать отдых, прогулки в любимые места, походы, выезд за город, общение с людьми в неформальной обстановке. Такие ситуации помогают расслабиться, побыть собой в непринужденной обстановке.
  4. Занятия фитнесом. Они всегда оздоровляют организм. А дыхательные упражнения помогают достичь гармонии, баланса, успокоения внутри себя.
  5. Во всех сложных ситуациях нужно помнить, что всегда и во всем есть правильный выход, и только полный контроль над эмоциями и поведением позволить находить позитивные стороны абсолютно во всем.