Модельер фенди. Умерла легендарный модельер Карла Фенди: биография и самые яркие фото дизайнера. Fendi – это не только ценный мех…

Итальянский дом моды Fendi - пример того, как искусство небольшого семейного ателье по пошиву мехов стало символом стиля, новаторства и элегантности от римских улиц до Великой Китайской стены.


«Histoire d’Eau» - первый в истории фильм, специально снятый модным домом для продвижения своей продукции. Поставленный в 1977 году, он был приурочен к запуску первой коллекции готовой одежды Fendi. Его режиссером и сценаристом выступил многолетний партнер Карла Лагерфельда, щеголь и бонвиван Жак де Башер. За 24 минуты он рассказывает о молодой американке, которая вместо скучного лечения на водах Баден-Бадена отправляется в Рим. Каждый день она пишет письма домой («Тут холодно, пришлите меха», «Купила себе котенка по имени Карл»), собирает воду из фонтанов Рима и пьет с ней виски, заказывает меха у Fendi, носит их в вызывающе современной манере и отправляется на завтрак в ателье марки по личному приглашению Карлы Фенди. Этот завтрак, простой, с домашними пирогами-кростатами, сыром, пастой и кьянти в оплетенных соломой фьясках - само воплощение семейного духа марки, в которой и владелец, и работники стоят за раскроечными столами, колдуя над шкурками норки, которые вот-вот превратятся в идеальную шубу, а клиентка, отдающая за нее немалые деньги, играет в официантку, этакую веселую девчонку, фанчуллу, подливающую вино и подкладывающую лучшие куски уставшим мастерам. Симбиоз, о котором помнит сейчас разве что Лагерфельд, только что отметивший 50 лет своей работы в Fendi, но который марка умудрилась сохранить, трансформировав в нематериальное историческое наследие.

С чего начинали

Золотой юбилей кайзера моды в итальянском доме совпал с 90-летием самой марки. Официально Fendi ведет свою летопись с 1925 года, когда Аделе Казагранде вышла замуж за Эдоардо Фенди и молодая пара открыла небольшой магазинчик кожаных и меховых изделий в самом центре Рима, на via del Plebiscito. Семья заняла комнаты прямо над ним, а в задних устроили мастерскую. Молодожены быстро обзавелись детьми, между 1931-м и 1940-м на свет появилось пятеро детей, все девочки: Паола, Анна, Франка, Карла и Альда. Малышки впитывали воздух ателье с самого рождения. Аделе укладывала их спать в подбитые кружевом колыбельки прямо посреди только что сшитых сумок и обрезков кожи. Карла Фенди вспоминала о своем детстве: «Кусочки кожи и небольшие аксессуары из нее были нашими первыми игрушками». Ничего удивительного в том, что все пять дочерей постепенно влились в семейное дело. Старшей, Паоле, было 15 лет, когда она приступила к работе в мастерской…

Судя по воспоминаниям современников, именно Аделе была движущей силой бизнеса, который быстро разрастался. В 1932-м магазинчик Fendi переехал на via Piave. В 1933-м Аделе, которая еще до замужества владела кожевенной мастерской, где делали седла и дорожные сумки, придумала особую выделку кожи. Pergamena - так ее назвали - отличалась особым способом окрашивания, придававшим ей натуральный желтый оттенок, который со временем стал фирменным цветом марки.

Степенные итальянские матроны, несмотря на жаркий климат, считали своим долгом продемонстрировать достаток и респектабельность семьи с помощью роскошных меховых манто из соболя, норки, лисы, горностая, каракуля и других ценных мехов. «Признание семьи начиналось с фразы “Il marito ha comprato la pelliccia” (“Муж купил мне меховое манто”)»,- рассказывает Карл Лагерфельд о стиле жизни итальянцев конца 50-х. Ателье было завалено работой. Тут мех не просто шили, его выделывали, доводя шкурки до совершенства, качества, которое можно было бы признать эталонным. Компании опять не хватало места. В дело вмешался случай. На via Borgognona, ведущей прямо к знаменитой площади Испании, должны были снести кинотеатр. Римлянка до кончиков ногтей, Аделе не могла с этим смириться, начала протестовать, и тогда владелец спросил: «Почему бы вам не купить его, синьора Фенди?» Она так и сделала. До недавнего времени на этой улице было целых пять бутиков марки: кожаные изделия, меха, обувь, багажная линия (чемоданы, сундуки и прочее) и готовая одежда. В 1964 году сестры Фенди открыли на via Borgognona штаб-квартиру марки. Огромный портрет Аделе украшал ее холл.

Кто такой Лагерфельд?

Середина 1960-х была временем расцвета послевоенной Италии. Студия Cinecitta привлекала кинорежиссеров и звезд со всего мира. В Риме шумели бесконечные вечеринки, вереница знаменитостей всех мастей перетекала из квартала в квартал. Зарождающаяся итальянская мода не преминула этим воспользоваться. Во флорентийском палаццо Питти начали устраивать показы итальянских домов моды. Сестры Фенди понимали, что им необходимо вписаться в новый контекст, грозивший оставить респектабельный, но слишком буржуазный дом Fendi в анналах истории. Несмотря на сопротивление матери, считавшей, что дела идут отлично, в 1965 году они подписали контракт с молодым модельером (слово «дизайнер» вошло в употребление позже) немецкого происхождения. Его звали Карл Лагерфельд.

Лагерфельд не без иронии вспоминает свой первый визит в Fendi: «Мои длинные волосы прикрывала шляпа Cerruti. Глаза прятались за темными очками. Я был одет в пиджак в английском охотничьем стиле из шерсти в крупную красно-желтую клетку, шею украшал пестрый платок. Сегодня этот вид сочли бы странным». И добавляет: «Мир того времени был совсем другим, это была абсолютно другая планета. Совсем не то, что мы знаем сегодня».

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1970-71

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 1970-71

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 1971-72

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1979-80

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 1979-80

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1982-83

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Spring/Summer 1985

С Лагерфельдом в Fendi пришла весна. За три секунды он нарисовал знаменитый логотип - две сложенные в замок буквы F, который называют Zucca (тыква). За прошедшие с тех пор полвека этот логотип появился на тысячах предметов Fendi, включая сумки, кошельки, чемоданы, туфли, одежду и, конечно, меха. С полного согласия сестер модельер полностью изменил концепцию дома. Fendi начала делать легкие, мягкие, роскошные манто, накидки, пальто, шубы и куртки, выражавшие быстро менявшийся уклад жизни. Ателье стало активно искать новые материалы и исследовать техники обработки кожи и меха. Результаты привели к настоящей революции. В коллекциях появились меха, которые раньше не считались роскошными. Мастера бесстрашно пробовали новые методы окрашивания, дубления; мех начали кроить как ткань, вязать, делать из него инкрустации. Сегодня Fendi - признанный лидер меховой индустрии. Сохраняя традиции ручной работы, дом продолжает исследования в области материалов и их обработки. А Лагерфельд по-прежнему создает из них вещи, устремленные в будущее, но сохранившие ценности прошлого…

Как Fendi вышли на мировой рынок

Соболь и даже леопард оставались в ходу, но этого было мало для того, чтобы привлечь к себе внимание закупщиков крупнейших универмагов Европы и США, приезжавших во Флоренцию. На показе нельзя было демонстрировать больше 16 моделей, и это еще больше осложняло задачу. Лагерфельд придумал «эскимосскую» коллекцию. Все 16 моделей были сделаны из шкуры пони, украшенной эскимосскими рисунками. Меха дополняли сумки («Тогда в магазинах никто и не слышал о меховых сумках»), обувь, большие мягкие шляпы с широкими полями. Это был фурор. Fendi легко откликнулась на запросы иностранных закупщиков, ее коллекции появились в США и Японии. Экстравагантные идеи нашли отражение не только в мехах, но и в сумках. Уже в конце 1960-х сумкам стали тесны рамки обычного аксессуара. Fendi изготовляла их из принтованной, сложноокрашенной кожи, которую особая обработка делала мягкой и пластичной. В 1968 году к кожаным сумкам добавились сумки из полотна, меха (само собой), каучука и водоотталкивающих тканей.

Примерно в это время президент универмага Bloomingdales Марвин Трауб заглянул в римский бутик Fendi. Лагерфельд вспоминает: «Это был вытянутый темноватый зал, куда вели ступеньки с улицы. Три обитые бархатом круглые банкетки создавали ощущение борделя с картины Тулуз-Лотрека. Вокруг были зеркала, много зеркал. Коллекции хранились в особых кабинках, скрытых от глаз посетителей. Общая атмосфера очень напоминала фильмы Лукино Висконти». В этом по-римски декадентском месте Трауб обнаружил сумку Selleria. Аделе Фенди придумала ее в начале 1930-х. Сшитая вручную, она напоминала о мастерстве шорников особым стежком, была мягкой, функциональной и практичной. С успехом этой сумки в истории Fendi началась новая глава, апогей которой пришелся на конец 1990-х.

До их наступления Fendi успешно запустила в 1977 году линию прет-а-порте (помните фильм «Histoire d’Eau»?), а в 1978-м почтили память ушедшей из жизни Аделе линией обуви, которую взялся производить Диего Делла Валле. 1980-е были десятилетием потребления, жадного, растущего, стремящегося захватить весь мир. Fendi от времени не отставала. Марка открывала все новые линии. Джинсы, перчатки, галстуки, солнечные очки, зажигалки, платки, ручки должны были представлять мир Fendi. Бутики марки открывались по всему миру. Сегодня их около двух сотен.

Триумф

1985-й стал годом славы для римского дома моды. Он отметил 60-летие своего успеха. Юбилей праздновали всем Римом. В Национальной галерее современного искусства устроили выставку - первую выставку, когда-либо посвященную моде, в итальянском государственном музее. Дату «спрыснули» шипровым цветочным ароматом с нотами дерева и специй. Так на дереве бренда появилась парфюмерная ветвь, которую украшают сегодня 28 ароматов и для женщин, и для мужчин.

Третье поколение семьи Фенди (у пяти сестер было 11 детей и больше 30 внуков) в конце 1980-х начало пробовать свои силы в семейном деле. Наибольший талант обнаружился у Сильвии Вентурини-Фенди, дочери Анны. Именно ей в 1990-м доверили возглавить мужскую линию Fendi Uomo. Женщины семьи Фенди снова показали, что способны предвидеть будущее: мужская линия сегодня составляет важную часть бизнеса марки. Однако Сильвия оказалась еще и талантливой создательницей аксессуаров - именно ей мир обязан феноменом it-bag, сумок, по которым сходит с ума и которые считает необходимым купить каждая модница.

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Fendi Adele s.r.l. - Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1989

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld Sketch featuring himself 1988

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 1988-89

Взрыв новой вселенной произошел в 1997 году, когда Сильвия Фенди, вдохновившись французской манерой нести багет из булочной под мышкой, сочинила небольшую сумку на коротком ремешке. От Кэрри Брэдшоу в «Sex And The City» с пурпурной Fendi Baguette до Мадонны с таблоидных фото, покупающей сразу несколько Baguette в Риме,- сумка оказалась нужна всем и сразу, став символом нового тысячелетия. «В то время,- вспоминает Сильвия,- сумки были очень функциональными, а самой модной моделью была черная нейлоновая Prada. Мне захотелось сделать маленькую сумку, очень простую, на коротком ремешке, которая позволяла бы освободить руки. Я сделала ее в невероятном количестве декоров и материалов, чтобы женщины не выглядели одинаково. И попала в точку. Baguette хотели все, нам пришлось ввести листы ожидания. С этой моделью появились не только они, но и понятие ограниченного тиража, потому что мне не хотелось повторять один и тот же дизайн бесконечно. Baguette стала первой сумкой, к которой относились не как к классическому аксессуару, а как к модному предмету».

Сумка как искусство

Художники ранга Дэмиена Херста сотрудничали с маркой, чтобы создать свой дизайн для сумки. Расшитая цветными бусинами, драгоценными камнями, мехом, раскрашенная вручную Baguette, стала объектом коллекционирования - с момента ее создания появилось больше тысячи разных вариантов декора сумки. Уже в год ее создания, в 1997-м, издательство Rizzoli выпустило увесистый том «Fendi Baguette», а в прошлом году Fendi запустила приложение «My Baguette», позволяющее пользователям Android и iPad создавать собственный дизайн сумки и кастомизировать ее белую полотняную версию.

Еще две модели - Spy, большая мягкая сумка с полукруглой ручкой (2005) и B Bag, с напоминающей пряжку ремня двойной застежкой (2006),- имели умеренный успех, прежде чем в 2009-м появилась Peekaboo. Peekaboo - это игра в прятки. Сильвия Фенди решила облегчить вечно ищущим что-то в своей сумке женщинам и придумала двухсторонние поворачивающиеся замки. Благодаря им сумка выглядит так, будто она не застегнута, а окружающие могут видеть ее контрастную подкладку. Сегодня это одна из самых популярных сумок марки, доступная в пяти размерах: микро, мини, небольшая, средняя и большая.

На недавнее появление идеи модных аксессуаров, не несущих функциональной нагрузки, Сильвия Фенди отреагировала молниеносно. В коллекции «осень-зима 2013» появились маленькие меховые монстры из декаденского микса лисы и норки на серебряном кольце, а год спустя Фенди покусилась на святое: в коллекции «осень-зима 2014» появился Bag Boy Karlito. «Карлито - маленькое чудовище, вдохновленное мной. Я и сам монстр. У него большой воротник и черный галстук, как у меня самого. Людям нравится. Но идея не моя, а Сильвии Фенди»,- сокрушается Лагерфельд. Мини-Карл из норки, чернобурки и козьего меха не просто развлекает окружающих, но и служит своеобразным напоминанием об оставшемся за кадром котенке Карле в фильме Жака де Башера.

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Fendi Adele s.r.l. - Karl Lagerfeld sketches - Spring/Summer 1996

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Fendi Adele s.r.l. - Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1998

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Fendi Adele s.r.l. - Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 1999

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Fall/Winter 2013-14

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketches - Spring/Summer 2014

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 2012-13

Рисунок Карла Лагерфельда для Fendi Karl Lagerfeld sketch - Fall/Winter 2013-14

И еще одно напоминание о прошлом. В 2003 году Fendi запустила сервис изготовления сумок линии Selleria на заказ. Он позволяет клиентам создавать собственные версии сумок, выбирая тип кожи, ее цвет и фурнитуру на свой вкус. Фирменным седельным стежком отделывают восемь моделей: Baguette 635, Peekaboo 1584, Adele 1328, Carla 650, Alda 326, Paola 1192, Anna 1322, Franca 2058. Цифра в названии модели означает количество стежков, которые мастер сделает во время работы над сумкой. Тонкое напоминание о строгих правилах ремесленного искусства и истории марки, которая с 2004 года находится в собственности группы LVMH.

Fendi сегодня

«За полвека с Fendi я сам успел забыть о том, как Fendi изменила мир меха,- вспоминает Лагерфельд.- Мы придумывали сумасшедшие вещи, которые буржуазная женщина того времени не надела бы ни за что». Классический образец стиля Fendi - длинная стола из сходящихся по диагонали полос меха, раскроенного с особой легкостью и элегантностью. Постоянное техническое совершенствование позволило Fendi соединять в одной вещи от пяти до восьми видов разного меха, сшивать его в хаотичном порядке, напоминающем то кольчугу средневекового рыцаря, то оборванное рубище пилигрима, то печворк или картину Мондриана. В 1970-е модельер придумал манто, сшитое из полос кожи и меха из одной шкуры, так, что можно было видеть и лицо, и изнанку одновременно, а само манто напоминало о случайно увиденной аэрофотосъемке рисовых полей. В 1980-е Лагерфельду нравилась идея легких, струящихся мехов, напоминающих сразу и платье, и кимоно, а не серьезных, элегантных и жутко дорогих манто. В 1990-е пришло время гранжа и минимализма. В нулевых он вдохновлялся раковинами, твердыми панцирями морских моллюсков, чтобы создать струящиеся пальто из меховых лент, и золотил мех. В зимней коллекции-2003/04 дизайнер создал вещи из упакованного в полихлорвинил меха, расшитое с помощью каучуковых лент лисье манто и пальто из депилированной норки.

«Чем невообразимее идея, тем лучше. Нормальность убивает творческую мысль! И не важно, что в финале может получиться что-то совсем непохожее на источник вдохновения, вы все равно увидите нечто необычное, чего до вас никто не делал!» - объясняет Лагерфельд, в 2007 году страдавший от холода во время показа Fendi на Великой Китайской стене в Пекине, а сегодня наслаждающийся комфортом нового ателье марки в римском Palazzo della Civilita Italiana.

Новая штаб-квартира Fendi - архитектурная эмблема итальянского фашизма. Здание было построено в 1942 году как главный вход на так и не состоявшуюся всемирную выставку в Риме и с тех пор пустовало. Впечатляющий фасад, составленный из повторяющихся арок и мраморных скульптур, напоминает о картинах де Кирико и величии Рима цезарей. Обновление Palazzo della Civilita Italiana стало подарком Fendi родному городу. В знак связи с Вечным городом марка обновила свой логотип. «Мы добавили слово “Roma”,- говорит CEO Fendi Пьетро Беккари,- а еще сделали его более женственным, мягким. Теперь оно выглядит в стиле 1950-х. Это небольшие изменения, но очень значимые для нас. Рим заставляет миллионы людей мечтать, представляет определенный стиль жизни: la dolce vita, la grande bellezza. Мы хотим связать имя Fendi с Римом, потому что и Fendi, и Рим рассказывают вечную историю красоты».

К 90-летнему юбилею Fendi сделала миру еще один подарок. Модный дом пожертвовал $2,9 млн на реставрацию знаменитого фонтана Треви. Самый крупный фонтан Рима с фасадом в стиле барокко знаком даже тем, кто никогда не был в Риме: именно в его водах плещется Анита Экберг в феллиниевской «Сладкой жизни». Объявляя об инициативе, Сильвия Фенди обмолвилась, что «для римлян вода всегда была вдохновением». Похоже, собственный источник вдохновения Fendi неисчерпаем.

Фирма была основана в 1918 году Аделью Касагранде как магазин кожи и меха в Риме на виа дель Плебицио.

Так в 1925 году Эдуардо Фенди и Адель Фенди основали свой первый магазин, который занимался продажей фирменной продукции, отличающейся высоким качеством и ручной отделкой. Их изделия очень быстро становились популярными и через какое-то время начали пользоваться большим спросом.

Начало карьеры
В 1932 году супруги открыли свой меховой салон. Традиционное для Fendi, высокое качество и элегантный фасон сделали их шубы настоящим эталоном итальянского стиля. После того как Эдуардо и Адель покинули свое дело, контроль над семейным бизнесом взяли пять дочерей знаменитой пары. Паола Фенди занималась направлением по выделке мехов, Анна Фенди разрабатывала новые коллекции для компании, Альда Фенди стала коммерческим директором компании, Карла Фенди (Carla Fendi) продвигали новые стратегией развития Дома моды Fendi, а Франка Фенди специализировалась на связях с общественностью.

Звездный час
В 1955 году была впервые представлена коллекция из меха и кожи от Паолы и Анна. Публика была в восторге от новых коллекций и единогласно признала несравненный талант дочерей Фенди. Но на тот период марка была известна лишь на внутреннем рынке, чего явно было мало новым владелицам компании. Для того чтобы начать продвижение на международную модную арену, в Дом моды Fendi на пост креативного директора был приглашен модельер Карл Лагерфельд. Со временем правильность выбора была многократно подтверждена.

Постепенно слава Дома моды Fendi разлетелась по всему миру. Карл Лагерфельд полностью пересмотрел политику мода, изменив концепцию всех его коллекций. Раньше шубы были громоздкими и не очень удобными, теперь они превратились в легкие модели с богатой цветовой палитрой и необычными сочетаниями различных видов меха. При этом они не потеряли присущих Fendi роскоши и великолепия. Карл являлся новатором, он регулярно вносил новые элементы в конструкцию моделей, и это выгодно отличало продукцию Дома моды от всего того, что было представлено на рынке того времени.

Творческий союз Лагерфельда и Фенди оказался очень удачным еще и потому, что Паола предоставила Карлу огромный спектр новых и необычных материалов, создание которых являлось результатом последних достижений производственной индустрии. Таким образом, модельер не был ограничен и мог представлять самые разные вариации из различных материалов, так некоторые особенности тех или иных моделей основываются на необычных характеристиках материалов, из которых они создаются.

В начале семидесятых Карл Лагерфельд разрабатывает модели класса prеt-a-porte для новой женской линии Дома моды, к тому же в то же время он начинает заниматься созданием аксессуаров. Таким образом, уже в восьмидесятые года спектр деятельности компании Fendi значительно расширился. Раньше целевую аудиторию фирмы представляли обеспеченные люди, возраст которых превышал тридцать лет, теперь же Fendi понадобились совершенно иные покупатели, и Дом моды запустил молодежную линию, названную Fendissimo, вмести с ней компания презентовала новую линию Fendi Casa , занимающуюся производством изделий мебели.

В 1984 году Fendi начинает выпускать солнечные очки, в 1985 он представляет свою первую парфюмерную линию, флагманом которой стал аромат, получивший название Fendi . Уже через пять лет в 1990 году был получен новый парфюм Fantasia , по прошествии некоторого времени в 1996 году появляется Life Essence , в 1998 Дом моды выпускает духи Theorema , а в 2001 миру представили аромат Theorema Uomo . Ассортимент компании насчитывает и другие ароматы, появившиеся в то или иное время.

В 1990 году спустя шестьдесят пять лет после своего основания компания демонстрирует публике свою первую мужскую коллекцию. В 90-х годах Дом моды Fendi был выкуплен компаниями Prada и LVMH , в общем, владельцы компании оставили себе лишь сорок девять процентов акций. Однако через некоторое время Prada уступили свой пакет акций французскому концерну, сделав его полноценным хозяином Fendi .

В наше время пост дизайнера, разрабатывающего линии женской одежды, все еще занимает Карл Лагерфельд, за мужские коллекции одежды и аксессуаров в компании отвечает Сильвия Фенди.

Дом моды Fendi активно расширяет свое влияние, проникая на новые рынки и осваивая новые страны, сегодня по всему земному шару можно найти более ста фирменных бутиков компании. Одним из последних стал магазин в Нью-Йорке, расположившийся на Пятой авеню. Специалисты утверждают, что в перспективе Fendi ждет активный рост, сулящий достойные прибыли. И, кажется, Fendi не перестанет радовать мировую общественность новыми коллекциями и оригинальными идеями

Она сделала огромный вклад в развитие бренда Fendi
Эта компания стала поистине уникальным явлением в мире итальянской высокой моды, поскольку в начале 1950-х годов у ее руля встали сразу пять сестер - Паола, Анна, Франка, Карла и Альда. Но именно Карла оставалась лицом дома в бизнес-среде, занимая должность почетного президента.

«Наша мама говорила: вы как пять пальцев на руке»
Бренд Fendi ведет свою летопись с 1925 года, когда Адель Казагранде вышла замуж за Эдоардо Фенди и молодая пара открыла небольшой магазинчик кожаных и меховых изделий в самом центре Рима. Семья заняла комнаты прямо над ним, а в задних устроили мастерскую. Молодожены быстро обзавелись детьми, между 1931-м и 1940-м на свет появилось пятеро девочек: Паола, Анна, Франка, Карла и Альда. Они впитывали воздух ателье с самого рождения. Аделе укладывала их спать в подбитые кружевом колыбельки прямо посреди только что сшитых сумок и обрезков кожи. Карла Фенди вспоминала о своем детстве: «Кусочки кожи и небольшие аксессуары из нее были нашими первыми игрушками». Ничего удивительного в том, что все пять дочерей постепенно влились в семейное дело. Старшей, Паоле, было 15 лет, когда она приступила к работе в мастерской.
Семейный бизнес потихоньку начинал процветать и развиваться, и уже в 1932 году синьорой Фенди был открыт второй бутик. На этот раз в качестве дислокации торговой точки была выбрана улица Виа Пьяве. В 1933-м Адель, которая еще до замужества владела кожевенной мастерской, где делали седла и дорожные сумки, придумала особую выделку кожи. Pergamena - так ее назвали - отличалась особым способом окрашивания, придававшим ей натуральный желтый оттенок, который со временем стал фирменным цветом марки.
Война пагубно сказалась на судьбе только зарождающегося бренда, но после ее окончания началось стремительное восстановление двух временно прекративших функционирование магазинов. В возрождение семейного бизнеса с энтузиазмом включились все пять дочек Адель Фенди, распределив между собой различные обязанности.
«Наша мама говорила: вы как пять пальцев на руке, у каждой есть своя собственная роль», - любила повторять Карла. И это было действительно так. Паола стала экспертом по выделке меха, Анна - дизайнером, Франка - специалистом по связям с общественностью, Альда - коммерческим директором бренда, а Карла фактически занималась всеми текущими делами дома моды.

Лидер меховой индустрии
Одним из ключевых решений Карлы и ее сестер стало приглашение в дом моды молодого немецкого дизайнера Карла Лагерфельда, который на долгие годы стал арт-директором бренда. Он не без иронии вспоминает свой первый визит в Fendi: «Мои длинные волосы прикрывала шляпа Cerruti. Глаза прятались за темными очками. Я был одет в пиджак в английском охотничьем стиле из шерсти в крупную красно-желтую клетку, шею украшал пестрый платок. Сегодня этот вид сочли бы странным. Мир того времени был совсем другим, это была абсолютно другая планета. Совсем не то, что мы знаем сегодня».
Лагерфельду принадлежит идея легендарного логотипа бренда с двумя перевернутыми буквами «F». Однако, разработка логотипа – не единственная заслуга модного гения. С приходом Карла в Fendi в нем наступила та самая сладкая эпоха расцвета. Первая же коллекция легких, почти летящих шубок от нового креативного дизайнера, представленная публике в 1966 году, нашла отклик в сердцах модниц того времени. После этого модного показа шубы от Fendi стали новым символом шика и презентабельности, автоматически превратившись в пропуск на изысканные торжества и мероприятия, знатные приемы. «Признание семьи начиналось с фразы “Муж купил мне меховое манто”», - рассказывает Лагерфельд о стиле жизни итальянцев тех лет.
Именно благодаря его творческой фантазии меховая одежда и кожаные аксессуары этой марки приобрели неожиданные, яркие расцветки. С полного согласия сестер модельер полностью изменил концепцию дома. Fendi начала делать легкие, мягкие, роскошные манто, накидки, пальто, шубы и куртки, выражавшие быстро менявшийся уклад жизни. Ателье стало активно искать новые материалы и исследовать техники обработки кожи и меха. Результаты привели к настоящей революции. В коллекциях появились меха, которые раньше не считались роскошными. Мастера пробовали новые методы окрашивания, дубления; мех начали кроить как ткань, вязать, делать из него инкрустации. Сегодня Fendi - признанный лидер меховой индустрии.
Позже бренд стал знаменит своими сумками-багетами, линией готовой одежды, ароматами, детской и мужской одеждой и аксессуарами, а также коллекциями предметов интерьера и даже бутик-отелем в Риме, открытым в 2015 году. В 2001 году бренд Fendi присоединился к французскому концерну LVMH – Louis Vuitton Moet Hennessy S.A. С того времени Карла Фенди осталавалась почетным президентом модельного дома. В сети Fendi насчитывается более 160 магазинов в 25 странах мира. В 2011 году сообщалось о более $1 млрд прибыли компании. Известными поклонницами бренда Fendi являются певица Рианна, актриса Сара Джессика Паркер, модель Джордан Данн, модный блогер Леандра Медин и скульптор Рэйчел Фейнштейн. Известный американский рэпер Канье Уэст как-то прибыл на одну из светских тусовок с выбритым на виске логотипом бренда.
Одной из самых дорогих вещей, произведенных домом Fendi, стала шуба из кутюрной коллекции Fendi 2015 года, которую оценили в $1 млн. Она вошла в дебютную коллекцию, подготовленную к 50-летию работы Карла Лагерфельда на посту креативного директора модного дома. Меховое пальто было создано из самого редкого вида соболиного меха, который мастера покрыли серебром, получив металлический эффект.

Коллекция искусства
В 1960 году Карла вышла замуж за фармацевта Кандидо Сперони, с которым прожила всю свою жизнь. Супруг вскоре присоединился к бизнесу семейства Фенди. И именно Кандидо во многом повлиял на формирование необычайной любви жены к искусству. Он познакомил ее с работами художников-экспрессионистов группы «Скуола Романа» (она существовала с 1928 по 1945 год, восстановившись на короткое время в середине 50-х). А когда-то также еще Адель Фенди водила дочерей в гости к знакомому скульптору Мирко Басалделла: «Наши родители хотели, чтобы мы дышали атмосферой студии художника, - вспоминала Карла Фенди. - Первыми украшениями, которые нам подарили, были бронзовые серьги, браслеты и ожерелья, созданные Мирко Басалделла, - а в то время это выглядело вполне эксцентрично».
В своем доме в палаццо Русполи Карла собрала внушительную коллекцию предметов европейского искусства XX века, вписав их в современный дизайнерский интерьер. В ее коллекции сошлись несколько десятилетий изобразительного искусства Европы - холсты Анри Матисса здесь сочетаются с работами Лучо Фонтана, классический натюрморт 1942 года кисти Джорджо Моранди - с концептуальной работой 1968 года Энрико Кастеллани. Карла Фенди говорила о себе: «Я всегда руководствуюсь импульсами - и в коллекционировании в том числе. Как только что-то необычное, живопись ли это, керамика или стекло, попадает мне на глаза, спасения нет - объект должен быть моим». В 2007 году дизайнер основала Фонд Карлы Фенди, спонсирующий проведение концертов и музыкальных фестивалей, среди которых знаменитый ежегодный Фестиваль двух миров в Сполето, на который собираются музыканты, артисты балета, современные художники и оперные певцы.
Бренд не прошел мимо и еще одной мечты – кино. Fendi чуть ли не чаще других марок сотрудничала с кинематографом. Без нее не было бы обновленной версии «Семейного портрета в интерьере» Лукино Висконти. Фильм восстановили благодаря вложениям сестер. В этой картине великолепные меха носит итальянская актриса Сильвана Мангано. А в «Дьявол носит Prada» героиня Мерил Стрип носила не только Prada, но и Fendi. Помните ее роскошную, с широкими рукавами, шубу?

((Модный показ у фонтана Треви
В 2005 году Модный дом Fendi отметил свое восьмидесятилетие. В связи с событием был открыт Palazzo Fendi (Дворец Фенди) в Риме. Новое здание объединило в себе студии, ателье по изготовлению мехов и крупнейший в мире магазин Fendi. 19 октября 2007 года мир увидел грандиозное шоу от Fendi - первый показ мод на Великой Китайской Стене. В показе участвовали 88 моделей. Подиум был одним из самых длинных за всю историю модных дефиле - 88 метров (8 считается в Китае счастливым числом). А 29 февраля 2008 года в Париже, по случаю открытия 22 магазина Fendi на 22 Avenue Montaigne, для аудитории из 400 гостей состоялся частный концерт Эми Уайнхаус.
Карла поддерживала Fondo Ambiente Italiano, занимающийся реставрацией ветшающих зданий, имеющих историческую ценность. В 2013-м именно Fendi инициировали реставрацию римского фонтана Треви. К тому моменту одна из самых любимых туристами римских достопримечательностей находилась уже совсем в плачевном состоянии: после необычно холодной зимы 2012-го фрагменты барочной лепнины фонтана начали осыпаться. Сложнейшие работы в рамках программы Fendi for Fountains длились всего 17 месяцев. По словам главы управления по охране культурного наследия Рима Клаудио Паризи Пресичче, подобный проект не был бы реализован, если бы не огромный вклад модного дома, потратившего около 400 тысяч евро на то, чтобы вернуть городу великолепный памятник, созданный в 1762 году архитектором Николо Сальви со скульптурными композициями школы Бернини. В ноябре 2015 года фонтан Треви снова был открыт.
А в июле 2016-го именно здесь Fendi отметили здесь 90-летие модным показом. Шоу украсили знаменитые модели Кендалл Дженнер, Белла Хадид и другие, а восхитительные наряды были вдохновлены персонажами датчанина Кая Нильсена, знаменитого иллюстратора сказок, учившегося в Париже. Карл Лагерфельд исследовал работы Нильсена к произведениям Шарля Перро и норвежской сказке «К Востоку от Солнца, к западу от Луны», его филигранную манеру и тщательную проработку каждой детали. На фоне водных каскадов модели демонстрировали платья, расшитые пайетками, кружевами и, конечно, мехом. Утонченный фантазийный декор: морозные узоры, чудодейственные растения, бабочки, феи и заколдованные принцессы - контрастировал с эпической панорамой римского памятника. Подиум из прозрачного оргстекла установили прямо над водной поверхностью.
Недавно 81-летняя Карла перенесла тяжелое заболевание легких. Выписавшись из больницы, модельер вернулась домой – в резиденцию Палаццо Русполи, но прожила там недолго. 20 июня ее не стало.

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Italy4.me, Asn.in.ua, Znamenitosti.info, «Википедия» (ru.wikipedia.org)

Компания Fendi была основана в 1925 году в Риме молодой семейной парой Адель и Эдуардо Фенди. Супруги занимались пошивом изделий из меха и кожи. В послевоенной Италии их бизнес стал настолько успешным, что в скором времени Адель и Эдуардо открывают свой первый и кожгалантереи на Виа дель Плебицио. Из-за высокого качества продукции, производимой вручную, товар стал пользоваться бешеной популярностью среди местных жителей. Для римской буржуазии поездка в «Fendi, что на Плебицио» стала своеобразным признаком престижа.

Продажи Fendi росли из года в год, и в скором времени товары итальянской марки стали известными не только в Риме, но и далеко за его пределами. В 1932 году открылся второй магазин бренда — в оживленном районе Венеции, на улице Виа Пьяве. Марка Fendi стала считаться олицетворением вкуса и стиля.

Постепенно маленький магазинчик Fendi вырос в большое предприятие, специализирующееся на производстве изделий из кожи и меха.


Все пять дочерей Адель и Эдуардо (Паола, Карла, Анна, Франка и Альда) стали постепенно приобщаться к семейному делу. Впоследствии они встали во главе компании, разделив обязанности.


Fendi и Карл Лагерфельд

В середине 60-х годов компания Fendi начала сотрудничество с молодым , который изменил стиль мехового производства компании. Постепенно Лагерфельд превратил громоздкие и тяжелые в легкую и удобную верхнюю одежду. В это время был создан логотип компании — знаменитый «FF». Его также придумал Карл.

Первая коллекция шуб, созданных Карлом Лагерфельдом, была представлена в 1966 году и имела огромный успех. На талантливого молодого дизайнера обратили внимание лучшие представители модного рынка. С того времени и до сегодняшнего дня итальянский бренд занимает лидирующие позиции в европейском меховом производстве.

Массовое производство

Спустя несколько лет после своего основания компания Fendi запустила массовое производство меховых изделий. Девиз того времени — отличные шубы за разумную цену — актуален и по сей день.

В 70-х годах изделия марки Fendi стали продаваться не только в Европе, но и в США и Японии.

В 1977 году Fendi представил первую коллекцию , которая вызвала восторг у публики. Постепенно компания стала расширять ассортимент: в 1984 году коллекции Fendi пополнились такими товарами, как галстуки, ручки, зажигалки.

В 1978 году The National Gallery of Modern Art in Rome (Национальная галерея Современного искусства в Риме) провела мероприятие, посвященное шестидесятилетию марки и двадцати годам совместного сотрудничества с Карлом Лагерфельдом. Выставка «Fendi – Карл Лагерфельд, рабочая история» иллюстрировала весь творческий и технический процесс создания коллекций.

В 1988 году появился первый женский парфюм «Fendi» . В 1989 году был представлен мужской аромат «Fendi Uomo».

Несколько лет спустя вторую жизнь обрела линия Selleria, существовавшая при Адель Фенди. Она была выполнена теми же методами и в том же стиле. , дорожные сумки и маленькие кожаные аксессуары из цветной кожи, отделанные мастерами вручную, вышли ограниченной серией.

В 1997 году творческий потенциал Сильвии Вентурини Фенди (Silvia Venturini Fendi), Модного дома, привел к созданию сумки Baguette.

Успех этой маленькой сумочки, которую нужно носить подмышкой, как одноименный французский хлеб, был колоссальным. Она стала выпускаться более чем в 600 версиях, из необычных материалов и различных цветов. Всего за несколько сезонов сумка превратилась в культовый объект желания всех мировых модниц. Вслед за сумкой Baguette в 2005 году появилась сумка Spy (Шпион), а в 2006 году — сумка B FENDI.

Одежда бренда Fendi популярна не только на и в обычной жизни, но и на съемочной площадке. Дизайнерами компании в разное время были разработаны костюмы к таким известным фильмам, как «Травиата», «Однажды в Америке», «Крестный отец» (третья часть) и многим другим. Это тоже во многом способствовало популярности бренда и увеличению продаж Fendi. В 1990-м году Fendi выпустил первую коллекцию одежды для мужчин. Она также была выполнена в сдержанном элегантном стиле.

Фирменная сумка Fendi изменила свой внешний вид в пользу практичности. Вместо твердых моделей стали выпускаться мягкие, неструктурированные, яркие сумочки.

Fendi сегодня

Контрольный пакет компании Fendi принадлежит альянсу LVMH ( Moët Hennessy S.A). Решение о продаже компании было принято в 1999 году. В результате открылись флагманские магазины Fendi в Париже и Лондоне. В 2001 LVMH Group выкупила акции , в следующем году приобрела акции Fendi, а в 2004-м стала единственным держателем контрольного пакета акций.

В 2005 году Модный дом Fendi отметил свое восьмидесятилетие. В связи с событием был открыт Palazzo Fendi (Дворец Фенди) в Риме. Новое здание объединило в себе студии, ателье по изготовлению мехов и крупнейший в мире магазин Fendi.

19 октября 2007 года мир увидел грандиозное шоу от Fendi – первый показ мод на Великой Китайской Стене. В показе участвовали 88 моделей. Подиум был одним из самых длинных за всю историю модных дефиле — 88 метров (8 считается в Китае счастливым числом).

29 февраля 2008 года в Париже, по случаю открытия 22 магазина Fendi на 22 Avenue Montaigne, для аудитории из 400 гостей состоялся частный концерт пятикратного лауреата премии Grammy (Грэмми) Эмми Уайнхаус (Amy Winehouse). Гостями были такие знаменитости как Рианна (Rihanna), София Коппола (Sofia Coppola), Канни Уэст (Kanye West), (Claudia Schiffer), Джессика Альба (Jessica Alba) и Мила Йовович (Milla Jovovich).

В настоящее время у Fendi открыто более 160 магазинов в 25 странах.

В Риме на 81-м году жизни скончалась знаменитый итальянский модельер Карла Фенди, которая в течение многих лет определяла стратегию развития всемирно известной группы Fendi.

Покойная недавно перенесла тяжелое заболевание легких. На днях Фенди выписалась из больницы и вернулась в свою римскую резиденцию – знаменитый Палаццо Русполи.

Четвертая из сестер Фенди, Карла до последних дней жизни оставалась почетным президентом группы Fendi, основанной ее родителями в 1925 году. Эта компания стала поистине уникальным явлением в мире итальянской высокой моды, поскольку в начале 1950-х годов у ее руля встали сразу пять сестер - Паола, Анна, Франка, Карла и Альда.

"Наша мама говорила: вы как пять пальцев на руке, у каждой есть своя собственная роль", - любила повторять Карла.

Паола стала экспертом по выделке меха, Анна - дизайнером, Франка - специалистом по связям с общественностью, Альда - коммерческим директором бренда, а Карла фактически занималась всеми текущими делами дома моды, уделяя особое внимание стратегии развития фирмы и ее проникновению на зарубежные рынки, прежде всего, в США.

Одним из ключевых решений Карлы и ее сестер стало приглашение в дом моды молодого немецкого дизайнера , который на долгие годы стал арт-директором бренда Fendi. Именно благодаря его творческой фантазии меховая одежда и кожаные аксессуары этой марки приобрели неожиданные, яркие расцветки и сразу же привлекли к себе внимание модниц всего мира.

В 1966 году Лагерфельд придумал и знаменитый логотип дома моды - две буквы F, одна из которых перевернута.

Первая же коллекция шуб Fendi, которую Карл представил в 1966 году, имела оглушительный успех. С тех пор шубы Fendi превратились в символ роскоши и красивой жизни и получили пропуск не только на знатные приемы, но и на лучшие съемочные площадки страны: Fendi создавали шубы для Сильваны Мангано в картине «Семейный портрет в интерьере» Лукино Висконти и наряды Изабель Юппер в «Подлинной истории дамы с камелиями».

Благодаря усилиям сестер Фенди и Лагерфельда дом моды Fendi в 1980-е годы превратился в одного из мировых лидеров в области создания модной одежды, изделий из кожи и меха, аксессуаров и парфюмерии. Однако в 1999 году группа вошла в состав холдинга LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy S.A) и сестры Фенди утратили свою руководящую роль в компании.

Такой поворот событий позволил Карле Фенди уделять практически все свое время и силы поддержке различных начинаний в области культуры и искусства. Вскоре она стала признанным на Апеннинах меценатом, а в 2007 году основала Фонд Карлы Фенди, главной целью которого стало развитие художественных традиций в искусстве, литературе, кино, моде.

Средства фонда пошли, в частности, на организацию всемирно известного музыкального "Фестиваля двух миров" в городе Сполето, на поддержку Национальной академии Святой Цецилии и осуществление ряда масштабных реставрационных проектов.

Fendi

Контрольный пакет компании Fendi принадлежит альянсу LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy S.A). Решение о продаже компании было принято в 1999 году. В результате коллаборации открылись флагманские магазины Fendi в Париже и Лондоне. В 2001 LVMH Group выкупила акции Prada, в следующем году приобрела акции Fendi, а в 2004 году стала единственным держателем контрольного пакета акций.

В 2005 году Модный дом Fendi отметил свое восьмидесятилетие. В связи с событием был открыт Palazzo Fendi (Дворец Фенди) в Риме. Новое здание объединило в себе студии, ателье по изготовлению мехов и крупнейший в мире магазин Fendi.

19 октября 2007 года мир увидел грандиозное шоу от Fendi - первый показ мод на Великой Китайской Стене. В показе участвовали 88 моделей. Подиум был одним из самых длинных за всю историю модных дефиле - 88 метров (8 считается в Китае счастливым числом).

29 февраля 2008 года в Париже, по случаю открытия 22 магазина Fendi на 22 Avenue Montaigne, для аудитории из 400 гостей состоялся частный концерт пятикратного лауреата премии «Грэмми» .

В настоящее время у Fendi открыто более 160 магазинов в 25 странах.