Не едят до первой звезды. "До первой звезды нельзя": в Сочельник принято воздерживаться от пищи до вечера. Как проходит церковная служба в этот день

МОСКВА, 6 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Православные верующие 6 января (24 декабря по старому стилю) отмечают Рождественский сочельник, или навечерие Рождества Христова, — канун одного из главных христианских праздников и последний день длительного 40-дневного Рождественского поста. При этом сочельник считается самым строгим днем поста. Обычай совершать в храмах навечерие Рождества известен с древности — уже в IV веке есть отдельные установления, регламентирующие этот день. О том, как православные христиане должны проводить Рождественский сочельник, в чем его смысл и каковы традиции праздника, читайте в материале РИА Новости.

Символ сочельника

Главное постное блюдо сочельника (видоизмененное "сочевник") — сочиво, от которого и берет свое название этот день. "Сочиво", или "коливо", — вареные зерна риса или пшеницы. Возможно приготовление вместо сочива кутьи. Эта пища готовится из вареных или пропаренных зерен злаковых культур (пшеницы, ячменя) с добавлением меда, орехов и фруктов. Без масла.

По толкованию священнослужителей, зерно символизирует воскрешение, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

Сочиво - традиционное блюдо из пшеницы или ячменя с добавлением меда и орехов, которое готовят православные в сочельник, вечер накануне Рождества. Смотрите видеоинструкцию по его приготовлению.

Сочиво или кутью едят во время совместных трапез дома и на приходах. По традиции это делается по окончании утреннего богослужения.

По оценке настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина, эта пища — "самая скромная и простая", и приготавливается она для того, чтобы "не отвлекаться от главного — сосредоточенного ожидания предстоящего праздника". "Всегда верующие традиционно проводили этот день в богослужении и молитве, все другое отходило на второй план", — напоминает Агейкин.

Издавна на Руси в сочельник помимо сочива готовили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилали сеном или соломой — в напоминание о яслях, в которые был положен Христос.

Необычное богослужение

Утреннее богослужение в Рождественский сочельник особенно длительное и может продолжаться в храмах пять-шесть часов, до середины дня. Оно уже полностью посвящено наступающему празднику Рождества — вместо сосредоточенного, "постового" настроения вся церковная служба как бы пронизана радостью от грядущего великого праздника.

Приближающемуся Рождеству Христову посвящены исполняемые песнопения и все евангельские чтения. Прежде всего вспоминается евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу Христу восточных мудрецов (волхвов) с востока, которые принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как царю, ладан — как Богу и смирна — как человеку на погребение.

Обычно в этот день вначале совершаются Царские (или Великие) часы, а затем Великая вечерня с Божественной литургией святителя Василия Великого. Царскими часы (особые молитвословия и псалмы) называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Если сочельник приходится на субботний или воскресный день, которые в Церкви всегда выделяются среди прочих (и по своему характеру не постные, а праздничные), тогда служба Царских часов переносится на другой, будний день.

Также накануне Рождества читаются так называемые паремии — отрывки из книг, преимущественно Ветхого Завета, в которых содержатся древние пророчества святых о пришествии в мир Спасителя.

По окончании литургии и Великой вечерни в центр храма выносится свеча, и священники, одетые в праздничные одеяния, все вместе поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Кроме того, в этот день священники всегда советуют верующим исповедаться и причаститься за литургией, как и непосредственно в сам праздник, 7 января.

Звезда на востоке

"Рождественский сочельник, так же как и Крещенский сочельник, — это дни приготовления христианина к встрече грядущих великих праздников. Это приготовление усиливается прежде всего особенными богослужениями, совершаемыми в этот день, и более строгой мерой поста, который говорит верующему человеку о том, что "отвлекись-ка ты уже от всех своих развлечений и отдыхов и постарайся "попомнить" о том, что завтра тебя ждет столь великий праздник", — говорит профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

По церковному уставу в Рождественский сочельник разрешается есть только однажды, после вечернего богослужения. Однако в современной приходской практике служба вечерни соединяется с литургией и служится утром, поэтому по окончании этого богослужения верующие уже могут принять пищу. При этом есть рыбу не благословляется, а вот растительное масло и немного вина — допускается.

Традиция полного воздержания от пищи в сочельник относится прежде всего к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.

Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году — это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.

"В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. <…> Древняя традиция говорит о том, что в сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте", — рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограммы "Православная энциклопедия" протоиерей Алексей Уминский.

Обычай в навечерие Рождества "не вкушать пищи до первой вечерней звезды" связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Тайна боговоплощения

По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Рождественский сочельник Церковь "вспоминает всех тех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, — Его родственников, начиная от Авраама", и свидетельствует о том, что "Спаситель — часть нашей истории".

"И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке", — сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста.

Верующие всегда старались ознаменовать сочельник различными делами христианской благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни.

С вечера сочельника на Руси также начинали колядовать: ходили по домам родных и знакомых и исполняли народные обрядовые песни, а хозяева в ответ предлагали гостям угощение. Впрочем, эта народная традиция большее распространение получила непосредственно в святочные дни — период от Рождества Христова до Крещенского сочельника, когда отменялся обязательный пост.

Услышав слова: «Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждем-с», — многие и сегодня вспомнят продолжение рекламного слогана уже несуществующего банка . Для людей религиозных эта фраза наполнена совсем другим смыслом — ожиданием появления в небе Вифлеемской звезды, которая, по легенде, возвестила волхвам о рождении Христа.

Астрономы имеют свое объяснение этому небесному явлению и считают появление «звезды на востоке» следствием совпадения редких астрономических и астрологических событий. Оставила пророческая звезда след и в материальной культуре: изображениями звезд украшали интерьеры, до сих пор макушки новогодних елей украшают звезды, женщины вывязывают и вышивают восьмиконечные звезды в орнаментах своих рукоделий. Считают, что звезда приносит благополучие и счастье и устанавливает связь между духовным и материальным миром.

Постные традиции

Сегодня Сочельник, день накануне Рождества Христова. В этот день завершается четырехнедельный рождественский пост, и религиозные традиции запрещают верующим принимать пищу до наступления темноты и появления первой звезды. С этим днем издавна связано много традиций и особых ритуалов.

Название «сочельник» дню перед Рождеством дала особая пища — сочиво — рисовая или пшеничная каша с медом, орехами и изюмом. Она являлась первым обязательным блюдом ужина накануне праздника. Сочиво — это хлебное зерно, размоченное в воде, меде, бульоне или подливке, оно символизировало прорастание, начало жизни. У восточных славян этим зерном до конца 19 века была рожь, позже — пшеница, а у зажиточных людей — рис.

Сочиво из пшеницы. Как приготовить?

Ингредиенты : потребуется 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 2-3 столовые ложки мака, 140 г ядер грецкого ореха.

Способ приготовления : пшеницу перебрать, тщательно промыть. Зерно замочить на два-три часа в холодной воде. Затем откинуть на дуршлаг или марлю, слить воду и переложить пшеницу в кастрюлю. Залить чистой водой в пропорции 1:3, слегка посолить, варить на тихом огне два часа или поставить в духовку, где томить при 180`С до мягкости. Пока варится пшеница, залить мак крутым кипятком. С пшеницы слить воду, в которой она варилась. Немного отвара сохранить и развести в нем мед. Пшеницу полить медовой водой.

С мака слить воду, набухший мак растереть в ступке или прокрутить через мясорубку с частой решеткой несколько раз. Орехи порубить, поджарить на сухой сковороде. Смешать пшеницу, мак и орехи, дать немного настояться. Сочиво готово.

Также обязательными блюдами в ритуальном застолье Сочельника считаются печеная рыба и густой взвар из целых или порезанных на половинки фруктов. От компота взвар отличается более насыщенной концентрацией, символизирует полное созревание жизни и ее окончание. Сочиво и взвар или кисель являются символами рождения и смерти.

Дополнить меню могут блюда из овощей и бобовых. Количество блюд предрождественского ужина может доходить до двенадцати. Все вместе они служат напоминанием о зернах и плодах, принесенных Христу волхвами в день его рождения.

К ужину верующие приступают после вечерней службы и появления первой звезды. До этого в течение всего дня ни пища, ни питье не употребляются. Мясные блюда на столе постящихся появляются только после торжественной литургии в День Рождества Христова.

Стол к трапезе готовили особым образом — выстилали соломой, а сверху покрывали отбеленной скатертью. Это отсылало верующих к легенде о том, что Христос родился в овечьем хлеву на соломе. Ужин Сочельника у верующих — это тихая семейная трапеза, без долгих посиделок и пустых застольных разговоров.

Игровые обряды

Другая рождественская традиция — колядки. Из небольшого ящика — вертепа — устраивали импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывали действия на Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.

Молодые люди «рядились» — надевали на себя тулупы мехом наружу, лица прятали под звериными масками и распевали рождественские гимны.

Деве Марии

Рождество Христово — Ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песни пел:

— Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте

— Днесь — Христово Рождество!

Я лечу от Бога, Радость вам принёс,

Что в вертепе бедном родился Христос.

Скорей поспешайте,

Младенца встречайте Новорожденнаго.

Пастухи с Востока раньше всех пришли,

В яслях на соломе Младенца нашли.

Стояли, рыдали, Христа прославляли

И Святую Матерь Его.

А волхвы, увидя яркую звезду,

Пришли поклониться Богу и Царю.

Богу поклон дали, Царю дары дали:

Злато, смирну и ливан.

А Ирод мятежный о Христе узнал,

Убить всех младенцев воинов послал.

Младенцев убили, мечи притупили,

А Христос в Египте был.

Много мы грешили, Спасе пред Тобой.

Мы все люди грешные, Ты один Святой.

Прости согрешенья, дай нам оставленье.

Днесь — Христово Рождество!

Считалось, что в рождественскую ночь встречаются силы добра и зла. Добрые силы зазывали колядовать или угощать артистов сладостями, прославлять рождение Христа за постным вечерним столом. Злые силы собирали шабаш ведьм, беснующихся в своем бессилии, и тянули людей на гадания.

Гадальные обряды с укоренением христианства утратили свою актуальность, но о различных способах заглянуть в будущее знают многие. Случается, что и в наши дни гадания по башмачку, зеркалу, пеплу, кольцу, луковице или собачьему лаю заставляют гадальщиц затаить дыхание. Считается, что и желания, загаданные в ночь перед Рождеством, имеют много шансов исполниться.

Рождественские гадания на свечах делаются следующим образом:

необходимо взять остатки воска или парафина от свечей белого цвета, разноцветные и праздничные свечи не подойдут. Воск выложить в металлическую посуду, расплавить на большом огне и быстро влить в холодную воду. Фигура, которая при этом образуется из застывшего воска и рассказывает о будущем.

Толкование фигур:

если капли воска застынут в виде дома — это означает, что в ближайшем будущем у вас появится новое хозяйство, а у девушки — жених;

если фигура бесформенная, то будущее сулит неприятности;

если увидите дерево, то обратите внимание на направление его ветвей: тянутся вверх — близко радость, если склонились к низу — будет скука, тоска и печаль;

свеча или кольцо предрекают близкую свадьбу;

если на дно упал блин, то девичество девушки затянется.

После Сочельника до праздника Крещения, который отмечают 19 января, продолжаются святочные недели. Жадность и скупость совершенно не для этого времени — это время заготовки подарков и покупок.

Приметы на Рождество

Гадания наши предки не приветствовали, но за приметами наблюдали. Считалось, что метель в канун Рождества — к ранней листве, снег на Сочельник — к хлебному урожаю в новом году.

Крестьянские дети в рождественский сочельник залезали под стол и «цыкали», как цыплята — чтобы куры хорошо неслись.

Начиная с Рождественского Сочельника зима идет на мороз, а солнце — на лето.

Погода в этом году народным приметам следует. Независимо от того, решите ли вы присоединиться к народным традициям или нет, мы желаем вам счастья, здоровья, благополучия и ярких звезд на вашем пути!

Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой?

6 января - Навечерие Рождества Христова , или Рождественский сочельник - последний день Рождественского поста , канун Рождества Христова .

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову .

Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник .

Отвечает протоиерей Александр

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей.

Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно.

Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

- Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый - можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

Христианская радость, в корне оличается от радости языческой: от безудержности и падения, неистовства и разгула, от безстыдности и разврата.

Апостол Павел заповедовал нам « Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1 Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это непременно! Но, после ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Православные верующие 6 января (24 декабря по старому стилю) отмечают Рождественский сочельник, или "навечерие Рождества Христова" - канун одного из главных христианских праздников и последний день длительного 40-дневного Рождественского поста. При этом сочельник считается самым строгим днем поста. Обычай совершать в храмах навечерие Рождества известен с древности - уже в IV веке есть отдельные установления, регламентирующие этот день. О том, как православные христиане должны проводить Рождественский сочельник, в чем его смысл и каковы традиции праздника, читайте в материале РИА Новости.

"Символ" Сочельника

Главное постное блюдо Сочельника (видоизмененное "сочевник") - это сочиво, от которого и берет свое название этот день. "Сочиво", или "коливо", - вареные зерна риса или пшеницы. Возможно приготовление вместо сочива кутьи. Эта пища готовится из вареных или пропаренных зерен злаковых культур (пшеницы, ячменя) с добавлением меда, орехов и фруктов. Без масла.

По толкованию священнослужителей, зерно символизирует "воскресшую жизнь", а мед - "сладость будущей блаженной жизни".

Сочиво или кутью едят во время совместных трапез дома и на приходах. По традиции это делается по окончании утреннего богослужения.

По оценке настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина, эта пища - "самая скромная и простая", и приготавливается она для того, чтобы "не отвлекаться от главного - сосредоточенного ожидания предстоящего праздника". "Всегда верующие традиционно проводили этот день в богослужении и в молитве, все другое отходило на второй план", - напоминает Агейкин.

Издавна на Руси в Сочельник, помимо сочива, готовили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилали сеном или соломой - в напоминание о яслях, в которые был положен Христос.

Необычное богослужение

Утреннее богослужение в Рождественский сочельник особенно длительное и может продолжаться в храмах пять-шесть часов, до середины дня. Оно уже полностью посвящено наступающему празднику Рождества - вместо сосредоточенного, "постового" настроения вся церковная служба как бы пронизана радостью от грядущего великого праздника.

Приближающемуся Рождеству Христову посвящены исполняемые песнопения и все евангельские чтения. Прежде всего вспоминается евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу Христу восточных мудрецов (волхвов) с востока, которые принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как царю, ладан - как Богу и смирна - как человеку на погребение.

Обычно в этот день вначале совершаются Царские (или Великие) часы, а затем Великая вечерня с Божественной литургией святителя Василия Великого. Царскими часы (особые молитвословия и псалмы) называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Если Сочельник приходится на субботний или воскресный день, которые в Церкви всегда выделяются среди прочих и по своему характеру не постные, а праздничные, - тогда служба Царских часов переносится на другой, будний день.

Также накануне Рождества читаются так называемые паремии - отрывки из книг, преимущественно Ветхого Завета, в которых содержатся древние пророчества святых о пришествии в мир Спасителя.

По окончании литургии и великой вечерни в центр храма выносится свеча, и священники, одетые в праздничные одеяния, все вместе поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Кроме того, в этот день священники всегда советуют верующим исповедаться и причаститься за литургией, как и непосредственно в сам праздник, 7 января.

Звезда на востоке

"Рождественский сочельник, так же как и Крещенский сочельник, - это дни приготовления христианина к встрече грядущих великих праздников. Это приготовление усиливается, прежде всего, особенными богослужениями, совершаемыми в этот день, и более строгой мерой поста, который говорит верующему человеку о том, что "отвлекись-ка ты уже от всех своих развлечений и отдыхов и постарайся "попомнить" о том, что завтра тебя ждет столь великий праздник", - говорит профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

По церковному уставу в Рождественский сочельник разрешается есть только однажды, после вечернего богослужения. Однако в современной приходской практике служба вечерни соединяется с литургией и служится утром, поэтому по окончании этого богослужения верующие уже могут принять пищу. При этом есть рыбу не благословляется, а вот растительное масло и немного вина - допускается.

Традиция полного воздержания от пищи в Сочельник относится, прежде всего, к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.

Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году - это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.

"В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. <…> Древняя традиция говорит о том, что в Сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте", - рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограмм "Православная энциклопедия" протоиерей Алексей Уминский.

Обычай в навечерие Рождества "не вкушать пищи до первой вечерней звезды" связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.

"Тайна боговоплощения"

По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Рождественский сочельник Церковь "вспоминает всех тех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, - Его родственников, начиная от Авраама", и свидетельствует о том, что "Спаситель - часть нашей истории".

"И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке", - сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста.

Верующие всегда старались ознаменовать Сочельник различными делами христианской благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни.

С вечера сочельника на Руси также начинали "колядовать": ходили по домам родных и знакомых и исполняли народные, обрядовые песни, а хозяева в ответ предлагали гостям угощение. Впрочем, эта народная традиция большее распространение получила непосредственно в "святочные дни" - период от Рождества Христова до Крещенского сочельника, когда отменялся обязательный пост.

Сегодня, 6 января, православные христиане отмечают Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник. Это последний день Рождественского поста и канун Рождества Христова.

Название Сочельник происходит от слова "сочиво" (пшеничные зёрна, размоченные соком из семян). Сочивом было принято угощаться в канун Рождества после появления первой звезды. Традиция поститься "до первой звезды" связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. В Сочельник по окончании литургии и на вечерней службе в центр храма выносят свечу, и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Как проходит церковная служба в этот день?

Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба) продолжается приблизительно три часа. Потом служат литургию, а после богослужения наступает празднование Рождества. Люди приветствуют друг друга словами "с Рождеством Христовым" или "с праздником".

Если Сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то праздничную всенощную служат в пятницу. В сам Сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, а на Рождество в этом случае совершается литургия Василия Великого.

Как постятся в канун Рождества?

Согласно церковному уставу, Типикону, пост предписан до конца вечерни. Те, кто причащается на ночной литургии, по церковной традиции должны воздержаться от приёма пищи не менее шести часов до причастия.

В Сочельник принято воздерживаться от пищи до появления первой звезды. Обычай поститься "до первой звезды" связан с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. Согласно Евангелию от Матфея, звезда известила волхвов о рождении царя Иудейского. Звезда ознаменовала Рождество Иисуса, её принято называть "звездой Рождества" и Вифлеемской - по месту Его рождения.

Какие существуют традиции празднования Сочельника?

Согласно русским традициям, в Сочельник вся семья постилась, и только с первой звездой все садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья, а также компот (узвар) или кисель; в зажиточных семьях стол украшал и фигурный мармелад.

В некоторых регионах существует традиция выпекать к празднику фигурки животных. С вечера, ближе к полуночи, начиналось колядование с песнями и колядками.

Что такое вертеп?

Рождественский вертеп (первоначальное значение - пещера, потаённое место) - это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.).

В Российской Империи, особенно на территории Польши, Украины, Белоруссии, был распространён "вертепный театр" - народный кукольный театр, представляющий рождественские сцены, иногда также с участием людей-актёров.

Вертепом в таком театре называли особый ящик, в котором показывали кукольное представление. Внутри ящика обычно была двухъярусная сцена: в верхней части показывали поклонение новорождённому младенцу Иисусу, в нижнем - эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления.

Главная декорация любого (большого или малого, со скульптурами или актёрами) вертепа - ясли с младенцем Иисусом, а главные персонажи - праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Кроме того, в вертепе могут присутствовать волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).

По материалам издания "Аргументы и факты". Фото с сайта www.aif.ru .