Влияние пазлов на развитие ребенка. Консультация «Пазлы — игра для всех. Развивают мелкую моторику и координацию движений

Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям освоить навыки владения диалогом, ввести усвоенный материал в разворачивание сюжетно-ролевой игры, воспитывает культурно-этические нормы поведения и общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

Разработала учитель-логопед высшей квалификационной категории

Булычева Елена Сергеевна

НДОУ «Детский сад №30 ОАО «РЖД» г. Калининград. Идея Минской Е. Р. г. Воркута

«Языковые особенности диалога: краткость, реплицированность, быстрота действия, постоянная смена ролей, возможность недосказывания» Якубинский Л.П.

Высокий уровень речевого общения является основным условием успешности и адаптации человека в любой среде. Развитие коммуникативных умений, овладение родным языком и освоение выразительных средств общения наиболее интенсивно протекает в дошкольном возрасте. Однако само общение не даётся человеку от рождения. В.А. Сохин в своих исследованиях доказывает, что процесс коммуникации осваивается так же, как и любой другой вид деятельности.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Выделяются две основные сферы общения дошкольника - с взрослыми и со сверстниками. Опыт речевого общения с взрос лым ребенок переносит в свои взаи моотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в подаче своей личности, потребность во внимании сверстника. Уже в детском возрасте начинает возникать желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в приобретении навыков общения. Это особо касается детей с общим недоразвитием речи. Из-за отставания в усвоении родного языка: его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава, из-за несформированности психических процессов – у детей возникают проблемы овладения диалогической и монологической формой речи.

Диалог детей обычно бывает кратким, малосодержательным. Ребёнку не хватает терпения выслушать собеседника, контролировать себя во время высказывания, вовремя ухватить мысль собеседника, сформулировать в ответ собственное суждение, поддержать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью употребления языковых форм. Поэтому для развития диалогового общения в условиях специальной группы детского сада для детей с ОНР используются различные формы и методы:

  1. регламентированная форма в виде:
  1. занятий,
  2. беседы,
  3. чтения художественных произведений,
  4. словесных поручений,
  1. нерегламентированная форма в виде:
  1. сюжетно-ролевых
  2. словесно-дидактических
  3. подвижных
  4. игр-инсценировок и игр-драматизаций

Можно выделить несколько групп диалогичес ких умений, которым необходимо научить детей с нарушениями речи:

1. Собственно речевые умения:

  1. вступать в общение (уметь и знать, когда и как мож но начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  2. поддерживать и завершать общение (учитывать усло вия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника;
  3. проявлять инициативу в общении,
  4. переспрашивать;
  5. дока зывать свою точку зрения;
  6. выражать отношение к предме ту разговора,
  7. сравнивать, излагать свое мнение, приво дить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;
  8. высказываться логично, связно;
  9. говорить выразительно в нормальном темпе, пользо ваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, изви нение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных дей ствий, достижения результатов и их обсуждения, участво вать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное ис пользование мимики, жестов.

Эффективным методом развития диалогового общения выступают дидактические игры с парным взаимодействием и применением опорных схем. Одной из таких игр является составление словесных пазлов или «расчёсок» (так их называют дети по внешнему сходству, а взрослые не возражают, так как овладение этой игрой «расчёсывает» запутанность мысли и оформления диалога). Усвоенные диалоги в дальнейшем дети используют в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни. Ведь темы, используемые в играх, направлены на освоение практических категорий. Они могут быть примерно такими: «Разговор по телефону» (дедушка – внук о даче), «Покупка кошки», «Разговор в магазине», «Покупка пальто», «Скоро Новый год», «Мы – попутчики», «Ты - проводник, я – пассажир», «Покупка билета» и т.д.

  1. «Я говорю – ты молчишь! Ты говоришь – я молчу!»:
  1. Говорить по очереди!
  2. Сказанное не повторять!
  3. Употреблять «вежливые слова»!

Предварительная работа

  1. Знакомство со значками - символами.
  2. Предварительная беседа, возможна экскурсия, занятие по ознакомлению с окружающим, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.
  3. Объяснение понятия «диалог» (как смена высказываний двух или нескольких говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией).
  4. Тренировка выработки голосовых модуляций при произнесении разных типов предложений: повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных.
  5. Усвоение этических норм обращения людей друг к другу.

Наглядный материал

  1. КАРТОЧКИ для предварительной работы:

Приходите ещё! Пришёл. Заходи. Зашёл. Уходи. Ухожу. Ещё приходи. Возвращайся.

Рад! Хорошо! Отлично! Великолепно! Замечательно! Ура! Ух, ты!

Дзынь. Динь-динь.

Алло! Да! Слушаю Вас (тебя)! Здравствуйте! Привет! Рад слышать! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!

Здравствуй! Привет! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Приветствую тебя!

Нет! Ни за что! Я недоволен! Вы не правы! Думаю, что нет! Я рассержен. Нехорошо! Это меня сердит. Это мне неприятно.

Хорошо? Ладно? Договорились? Не возражаете? Так? Как ты думаешь? Для чего?

Зачем? Для чего? Почему? Когда? ...

Да! Хорошо! Отлично! Великолепно! Пойдёт! Совершенно верно! Безусловно! ...

Нет. Извините, нет, Так меня не устраивает.

Или. Или так, или иначе.

До свидания! До встречи! Всего доброго! Увидимся! Пока! Не скучай!

Принеси! Принесу. Возьми! Взял. Захвати! Захватил. Неси! Несу.

Вариантов карточек может много.

Картинки для рассматривания и предварительной беседы по теме «Моя железная дорога»

Сами схемы

Лицевая сторона схемы-пазла диалога «Ты – проводник, я – пассажир»

Оборотная сторона схемы-пазла «Ты – проводник, Я – пассажир»

Схема диалога с усложнением задания: «Продолжи». «Знакомство в дороге»

Схема диалога « Ты – проводник, я - пассажир» См. прикреплённый файл «Презентация»

Список литературы

  1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
  2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
  3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.
  4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
  5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 94с.
  6. Винокур Т. Г. О некото рых синтаксических особенностях диалогической речи // Ис следования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с.
  7. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
  8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.
  9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
  10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.
  11. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.
  12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.
  13. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.
  14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.
  15. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.
  16. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.
  17. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
  18. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
  19. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1988. – 157с.
  20. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.
  21. Основы теории рече вой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 1974. – 148с.
  22. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспита ние. - 1963. - № 2. - С. 13-17.
  23. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.
  24. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63с.
  25. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. – М.: АПН СССР, 1987. – 120с.
  26. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. - 137с.
  27. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.
  28. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175с.
  29. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.
  30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – 280с.
  31. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
  32. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
  33. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование /Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.

Постоянно развивающийся организм ребенка требует неустанного применения и закрепления полученных навыков. Как правило, самые современные и положительные методы обучения базируются на обучении через игру. Играя дети способны с легкостью понять и запомнить огромное количество информации, что развивает память. При этом игра развивает у малыша не только память, но и воображение.

К числу игр, способных к эффективному развитию многих форм умственного развития ребенка, относятся и пазлы .

Разделенные на небольшие кусочки картинки появились очень давно. Вначале они носили чисто декоративный характер, и украшали окна, стены, потолки и другие детали интерьеров. Но в двадцатом веке стали в моде игры для взрослых, в которых нужно было собирать из множества мелких кусочков красивые картины известных художников того времени. Очень быстро взрослая игра перекочевала в детские комнаты и пазлы захватили сердца миллионов маленьких поклонников во всем мире.

Пазлы по сути являются универсальным методом развития многих способностей ребенка. Чтобы собрать полностью из кусочков картинку, ребенку нужно проявить терпение, настойчивость, расшевелить свою богатую детскую фантазию, подключить образное мышление и интуицию.

По словам детских психологов, пазлыприучают ребенка с малых лет к тесным семейным отношениям, если родители будут собирать картинку вместе с малышом. Собирать пазлыможно уже с двух лет. Яркие и красочные картинки с известными мультипликационными персонажами пазлов, привлекут внимание малышей, а непреодолимый детский интерес ко всему новому и необычному, приобщит ребенка к развивающей игре.

Пазлы могут приобщить ребенка и к математическому мышлению. Большое количество красочных элементов пазлов, разных размеров и форм, разбудят в ребенке любовь к числам и геометрическим формам, если,конечно, у ребенка есть задатки к математике.

Ребенок воспринимает все очень чутко и тонко, поэтому детские психологи рекомендуют не ругать и не давить на ребенка, когда тот играет, в данном случае собирает пазлы. Надо довериться малышу, не учить, заставлять и выбивать из него нужные результаты, а практически самому учится вместе с малышом, собирая занимательную картинку.

Любое дело, сделанное вместе с вашим малышом, имеет двойную пользу, как для вас, так и для ребенка. Не упустите приятный момент поиграть вместе с вашим ребенком - соберите вместе пазл!

Похожие статьи:

Развитие мелкой моторики = развитие психических процессов (7963 Просмотров)

Грудной возраст > Психология возраста

На правильное развитие психических процессов ребёнка, особенно на формирование речи огромное влияние оказывает мелкая моторика (различные движения пальчиков малыша). Учёные давно установили точную взаимосвязь...

Адаптация ребенка в условиях детского сада (8359 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово "адаптация" (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность...

Инсеминация: повышаем шансы на зачатие (13129 Просмотров)

Планируем беременность > Подготовка к зачатию

Казалось бы, слово «инсеминация» понятно и без разъяснения. Однако дело не только в значении слова, а в процедуре, на которую оно указывает. Итак, инсеминация – это введение обработанной предварительно спермы в...

В рейтинге развивающих игр пазлы занимают верхние строчки. С какого возраста они могут заинтересовать ребенка, чтобы принести пользу раннему интеллектуальному развитию?

Детские пазлы - замечательная развивающая игра, формирующая с раннего возраста аккуратность, терпение и усидчивость. Производители предлагают пазлы для девочек и мальчиков, для малышей и детей постарше. В зависимости от возраста ребенка пазлы оказывают разное воздействие на его развитие.

Польза игры с пазлами в разные возрастные периоды

Пазлы для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

В этом возрасте дети еще не могут самостоятельно собирать пазлы, но с большим интересом будут наблюдать, как это делают родители. Яркие элементы развивающей игры способствуют запоминанию и изучению цветов.

Пазлы для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет

Вместе с ребенком можно собирать простейшие пазлы в количестве 3-4 частей. К примеру, картинку из любимой сказки, которую малыш часто слышал от родителей. Помогая ребенку складывать элементы в правильном порядке, взрослые будут способствовать развитию логики и пространственной ориентации.

Пазлы для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

В этом возрасте активно развивается тонкая моторика пальцев и рук, поэтому игра с пазлами будет отвечать требованиям раннего развития ребенка. Можно усложнять задачу по сбору пазлов, предлагая малышу не только бумажные или картонные элементы картинки, но и доски-вкладыши. Это позволит ребенку освоить понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Оптимальное количество деталей пазла - не более 24.

Пазлы для детей в возрасте от 3 до 6 лет

Наступает период активного создания различных фигур. Даже при отсутствии визуального образца дети собирают пазлы, изобретая что-то свое. В этом возрасте игра с пазлами развивает логику, формирует образное мышление и воображение. Чтобы найти нужный фрагмент картинки, малыш переворачивает его в уме и визуально представляет себе итог. Оптимальное количество деталей пазла - не более 50.

Преимущество игры в пазлы

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

  • развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
  • тренирует способность видеть задание многогранно;
  • развивает логику;
  • формирует навыки выработки стратегического решения задач;
  • развивает усидчивость и аккуратность;
  • развивает воображение и фантазию;
  • развивает внимание и память;
  • учит принимать решения самостоятельно.

Требования к качеству пазлов

Пазл состоит из мелких деталей. Но при этом они должны быть достаточно крупными, чтобы в процессе игры ребенок не мог проглотить элементы картинки.

Детали должны быть приятными на ощупь, без зазубрин и острых краев, чтобы малыш не мог себя поранить.

Независимо от материала изготовления - картона, дерева или пластика, - экологическая безопасность развивающей игры является залогом детского здоровья.

Игра в пазлы - занимательный досуг

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. А если в семье несколько любителей этой развивающей игры, можно будет периодически устраивать состязания на скорость сборки картинки. Простая вроде бы игра - а польза от нее ощутимая.

При игре с пазлами движения детской руки становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Главный вид деятельности маленького ребенка - это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.

На первых порах наиболее предпочтительны пазлы крупные и из моющегося материала (резиновые или пластиковые). Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.

После одного года ребенок уже самостоятельно складывает пазлы из крупных элементов, и можно переходить к элементам из картона, более мелким по размеру. Содержание картинки может быть разным: фрагмент из любимого мультфильма (до двух лет), алфавит и цифры (до 6 лет).

При желании пазлы можно изготовить и самим, взяв за основу рисунок самого ребенка. Развивая мелкую моторику пальчиков малыша, взрослые помогают развитию его мозга и речевого центра.

При недостаточном развитии мелкой моторики у ребенка в будущем может развиться дислексия и дисграфия, что помешает его успешной учебе в школе».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Что такое мозаика?

Мозаика — это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишечки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.

В чем польза мозаики?

Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного.

Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».

Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человечка, цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).

У малыша при игре с мозаикой стимулируется развитие:

— постановки цели и стремления выполнить ее;
— мелкой моторики пальцев;
— логического мышления;
— образного мышления и воображения;
— художественного вкуса.

Одним словом, составляя картинку из деталей мозаики, малыш фантазирует. А это служит мощным средством в психосоматическом развитии.

Роль пазлов в развитии детей.

Пазлы - это многофункциональный материал для развития ребенка.

◊ Развивают мелкую моторику. Малыш берет детали пазлов пальчиками, перекладывает их, перебирает, собирает в целостную картину. Это и есть воздействие на уровне мелкой моторики. Ее развитие играет огромную роль для развития многих навыков ребенка.

◊ Развитие логического мышления. Прежде, чем положить деталь в то или иное место, ваше чадо размышляет. И чем больше головному мозгу ребенка давать возможности так размышлять, тем лучше.

◊ Развитие пространственного и абстрактного мышления. Это одна из главных характеристик пазлов. Они способствуют тому, что малыш учится представлять предмет, картину в пространстве, не видя ее перед глазами. Таким образом у ребенка развивается фантазия, когда он способен придумывать что-то или представлять то, чего в данный момент нет перед ним.

◊ Учат пониманию того, что все в этом мире состоит из частей, деталей. И если их собрать вместе, правильно подобрать одну к другой, то получится реальный предмет.

◊ Развивают понятие больше-меньше. То есть существуют пазлы, где частей мало или много.

Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных педагогов разной направленности, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Раскрепощение и развитие речи ребенка, высвобождение речевого ресурса, формирование нестереотипного творческого речевого поведения, обучение формальным речевым техникам- вот те задачи, которые ставятся на этапе дошкольного обучения. Если у ребенка будет развита речь, следовательно и коммуникативные навыки у него будут сформированы, отсюда хорошая социализация в обществе, которая приведет ребенка к успешному обучению на следующем этапе обучения в школе.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание. Обучая детей мы не должны забывать своеобразие дошкольного возраста, где основным видом деятельности является игра, как самый близкий и знакомый для ребенка вид деятельности. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.

Т.Ю.Павлова

Основываясь на все эти данные, я решила использовать в своей работе по развитию речи пазлы. Так как пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! Ведь эта игра развивает воображение, логическое мышление, мелкую мышечную моторику, внимание, целостность восприятия. От разрезных картинок пазлы отличаются тем, что имеют кривую линию соединения деталей. Здесь ребенку предстоит сопоставить форму одной детали с формами соседних деталей. При этом ему необходимо учитывать, что на них изображено и получается ли при их соединении цельное изображение. Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3-х лет. Однако здесь стоит учесть интерес ребенка и сложность пазлов. Начинать стоит с пазлов, которые включают в себя небольшое число крупных деталей. Со временем можно усложнять, увеличивая количество деталей и уменьшая размер деталей. Предметы, изображенные на пазлах, должны быть знакомы ребенку. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый мультяшный герой вашего малыша. Также будет лучше, если на детали будет изображен отдельный узнаваемый ребенком образ. Если вы начали собирать пазлы первый раз, то вам необходимо будет самим собрать картинку, а потом убрать 2-3 детали и сказать ребенку к примеру: «Я собрала картинку, но подул сильный ветер и несколько деталей улетело. Давай ты поможешь мне ее собрать снова!». С маленькими детьми во время этого занимательного процесса можно придумывать сказку, изучать окружающий мир. Например, «Кто нарисован на этом кусочке? Собачка? А что собачка делает? Сидит.» ну и так далее.

Вообще пазлы — это замечательная развивающая игра для малыша. Собирая их, малыш развивает фантазию, мышление, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков. Благодаря тем пазлам, которые я использую, наши дети также развивают тактильные ощущения.